Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
НА ПОКЛОНВНІЕ ЧЕСТНОМУ И ЖИВОТВОРЯЩЕМУ ІСРЕСТУ. 91 Я угасишь свой гнѣвъ и всѣ остальныя страсти. Всякій разъ какъ
ограждаешь себя тѣмъ знаменіемъ, преисполни свое чело вели¬
кимъ дерзновеніемъ; грудь, очи и всякій членъ представь въ ка¬
чествѣ благоугодной Богу жертвы. Въ этомъ и состоитъ разум¬
ное служеніе Богу. Это знаменіе и во времена нашить предковъ
отверзало заключенныя двери, оно угашало губительные яды,
оно парализовало силу (ядовитаго растенія) цикуты, оно исцѣ¬
ляло укуіпенія ядовитыхъ звѣрей. Если оно отверзло врата ада
и открыло небесный сводъ, возстановило входъ въ рай и сокру¬
шило силу діавола, то что удивительнаго, если оно преодолѣ¬
ваетъ губительные яды? Поэтому вырѣжь его въ своемъ умѣ и
обними его —спасеніе нашихъ душъ. Этотъ крестъ спасъ все¬
ленную, прогналъ заблужденіе, возвратилъ истину, землю сдѣ¬
лалъ небомъ, людей содѣлалъ ангелами. Благодаря ему, демоны
уже не страшны, но презрѣнны, и смерть не есть смерть, но сонъ
и бодрствованіе. Благодаря ему, изсушаются плотскія страсти,
враждующія съ тѣми, кто постится. Поэтому, если бы кто-либо изъ
іудеевъ сказалъ тебѣ: ты покланяешься Распятому? — то ты от¬
вѣть ему яснымъ и сильнымъ голосомъ и съ радостнымъ ли¬
цомъ: да, и покланяюсь, и не перестану покланяться. И хотя бы
онъ сталъ смѣяться, плачь о томъ, что онъ безумствуетъ и не
понимаетъ того, что говоритъ; и возблагодари Господа Христа
за то, что Онъ проявилъ къ намъ такія благодѣянія, которыхъ
никто не въ состояніи даже и постигнуть безъ помощи небеснаго
откровенія. Вѣдь и смѣется онъ потому, что, какъ душевный че¬
ловѣкъ, не пріемлетъ яже Духа Божія (1 Коро, л, 14). Но что говоритъ безумный, неблагодарный и непокорный
іудей? „Если Христосъ есть Богъ, какъ вы говорите, и Сынъ
Божій и пришелъ для спасенія людей, то зачѣмъ Онъ распятъ
и умеръ такою позорною смертію?** Мы отвѣтимъ ему немногими
словами, выбравъ ихъ изъ писаній пророковъ. О, беззаконный и
неблагодарный іудей, Христу надлежало быть распятымъ, потому
что законъ и пророки возвѣстили такъ; человѣчеству надлежало по¬
лучить спасеніе чрезъ Христа. Прежде всего Моисей говоритъ:
вы увидите животъ вашъ виеящъ предъ очима вашими, и не бу¬
дете вѣры яти житіи вашему (Второз. ххѵш, 0(1). И Исаія: яко
овна на заявленіе ведеея и яко агнецъ предъ стригущимъ ею без¬
гласенъ (Ис. ып, 7). Также и Іеремія: пріидите, и вложимъ древо
въ хлѣбъ его (Іерем. хі, 19). И: дата цѣну Его на село скудельниче,
якоже сказа мнѣ Господь (Матѳ, хѵш, іо, »). А что распятый
Христосъ есть Богъ, послушай Ездру, который говоритъ: благо¬
словенъ Господь, распростершій ('вой руки и спасшій Іеруса¬
лимъ предъ очами нашими. И когда змѣи умерщвляла народъ, 83!)