Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ТВОРВШЯ ОВ. ІОАВНА. 8ЛАТОУСТАГО.

сомнѣнія не проповѣдуютъ. Нѣкогда былъ посланъ ангедъ къ
Корнилію; онъ является послѣднему и объявляетъ ο своемъ служеніи, говоря: Корниліе, молгтвы твоя и милостыни твоя взыдоша

на память предъ Бога (Дѣян. х, 4 / Объявдять мое дѣло, а προ·
повѣдывать — апостольскоѳ. Ангѳлу принадлѳжитъ знаніе того,
благопріятенъ ли Богу образъ служенія и молитвы; проповѣдь же
ангѳлъ поручаѳтъ не себѣ, но апостоламъ. Поэтому присоединяетъ
къ своей рѣчи: итакъ, посли ео Іоппію и пршоеи Симона, нарицаемаго ІІетра. Той придя, речетъ тебѣ глаголы, въ кихже спасешися
ты и весь домъ твой ( — 5 , 6 ) . И что препятствѳвало ангелу са-

иому тотчасъ возвѣстнть эФо? Развѣ не достовѣрнѣе была бы
проповѣдь ангѳла? Развѣ нѳ болѣѳ увѣрился бы Корнилій, слыша
ο крѳстѣ отъ ангела, также ο страданіи Христовомъ и ο домостроительствѣ? Но ангелъ одновремѳнно и остѳрегавтся, нѳ яселая открыть мѣста для демоновъ, и показываетъ намъ, что помимо апостольскаго ученія спастись нѳвозможно. Бсли ясе ангелъ
съ веба, проповѣдующій что-либо иное, предается анаѳемѣ, то
человѣкъ, сочувствуюіцій Аріевыкъ догматамъ и учащій въдухѣ
мнѣній Евномія и Савеллія, не по всѳй ли справедливости будетъ преданъ анаѳемѣ, если путемъ иокаянія не исправится?
Думайтѳ, братья, что это сказано не намн, но святымъ мучѳникомъ и послами Отца. Это говорится въ чѳсть ыучениковъ. Бѣдь
чествовавіе мученика—охраневіе вѣры. Поэтому, есди ты хочѳшь
почтить мученика, то почти Того, за Кого онъ претѳрпѣлъ мученичество. Если тотъ пролилъ кровь за Христа, то ужели ты за
Христа не прольешь крови? Итакъ, имѣя этотъ несомнѣнный
признакъ вѣры, позаботимся ο томъ, чтобы блистать и своими
добрыми дѣлами, чтобы, посѣявъ добродѣтѳди, пожать воздаянія.
Каждый—жнѳцъ правды за свои собствѳнвыя дѣла, какъ говоритъ и Павелъ: дондеже время имамы, да дѣлагшъ благое (Гадат.

ѵі, 10), іютому что въ свое врѳмя пожнемъ, не терпя ншсакого
ущерба. Въ какоѳ свое время? Въ дѳнь воскрѳсенія. Вреия
это нѳ нашѳ собственноѳ, но чужоѳ. Здѣсь — сѣмѳна, а тамъ —
колосья. Здѣсь сѣешь со скорбію, а тамъ яснешь съ радостію,
какъ говорить Давидъ: сѣющіи слезами, радостію пожнутъ (Іісал.
сххѵ, 5). О, если бы мы и посѣяли, и пожали съ веселіемъ, во
Христѣ Іисусѣ — Господѣ нашемъ, Которому слава во вѣки вѣковъ. Аминь.