Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
910 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТОУСТАГО. и возьметъ крестъ свой, и по мнѣ грядетъ (Матѳ, хѵі, 24). И смо¬
три, какъ Онъ говоритъ, не дѣлая никому принужденія. Не ска¬
залъ: хотите ли иди нѣтъ, но вамъ надлежитъ испытать это; а
какъ говорилъ? Аще кто хощетъ по Мнѣ ити. Я не дѣлаю наси¬
лія, не принуждаю; но дѣлаю каждаго господиномъ своего вы¬
бора, почему и говорю: аще кто хощетъ по Мнѣ ити. Зову къ тому,
что прекрасно и честно, а не къ худому и ненавистному, не къ
наказанію и истязанію, но къ небесному царству и къ небесной
жизни. Вѣдь и самыя естественныя особенности дѣла достаточно
837 имѣютъ силъ, чтобы привлечь къ себѣ. Аще кто хощетъ по Мнѣ
• ити, будетъ ди то мужъ иди женщина, начальникъ или подчи¬
ненный, и если онъ желаетъ спастись, пусть идетъ этимъ пу¬
темъ. Три предмета, о которыхъ говорится: отреченіе отъ самого
себя, подъятіе креста и слѣдованіе. Но сначала посмотримъ, чтб
значитъ отречься отъ самого себя. Узнаемъ, чтб значитъ отрѳчъся
отъ другого, и тогда узнаемъ, чтб значитъ отречься и отъ самого
себя. Итакъ, что значитъ отречься отъ другого? Отрекающійся
отъ другого, напримѣръ, отъ брата или друга, или сосѣда, или
кого бы то ни было иного, хотя бы видѣлъ этого бичуемымъ или
заключаемымъ въ оковы, или терпящимъ что-либо иное, не за¬
щищаетъ его, не помогаетъ, не проявляетъ къ нему состраданія,
не испытываетъ въ виду его никакого чувства скорби. Разъ на¬
всегда отрекся отъ него, какъ бы отъ чужого. Такъ, слѣдова¬
тельно, Богъ желаетъ, чтобы мы не дорожили своимъ тѣломъ
чтобы не уклонялись, хотя бы насъ ради Него подвергалъ кто
либо бичеваніямъ, или наказывалъ, или гналъ, иди причинялъ
намъ что-либо другое. Эго значитъ отречься; то есть, ничего да
не имѣетъ человѣкъ для самого себя, но да предаетъ себя опас¬
ностямъ, состязаніямъ, и, когда страдаетъ другой, пусть будетъ
настроенъ такимъ же образомъ. И не сказалъ Господь: „dpvip
odoito” (пусть откажется отъ себя), но: „eitepvrjoaoft®" (пусть отре-
чется отъ себя), этой малой прибавкой выражая наиболѣе высо¬
кую степень. И возьметъ крестъ свой. Ты видѣлъ, какъ небесный
Царь вооружилъ слѣдующаго за Нимъ воина? Онъ не далъ щита,
не далъ шлема, ни лука, ни панциря, ни наколѣнниковъ, ни
иного чего-либо изъ таковаго, но далъ то, что крѣпче всего этого,
безопасность, проистекающую отъ креста, знаменіе побѣды надъ
демонами. Эго—мечъ, это—щитъ, вто — панцирь, это—шлемъ,
это—наколѣнники, это —надежная охрана, это—гавань, это-
убѣжище, это—вѣнецъ, это—побѣдная награда, это—сокровищ¬
ница всѣхъ благъ, какъ настоящихъ, такъ и имѣющихъ когда-либо
быть. Подобно тому, какъ кто-либо, взявъ крѣпкое оружіе, даетъ
его своимъ воинамъ, такъ дѣлаетъ и Христосъ. Посмотрите, го-