Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
905

либо изъ дрѳвнихъ мѳртвецовъ: іши изъ числа нензвѣстныхъ
намъ, или изъ числа извѣстяыхъ. Если онъ будетъ изъ числа
нѳизвѣстдыхъ, то это нѳвѣдѣніе затемнило бы чудеса. Если бы
сегодня явился Моисѳй, то откуда ты узналъ бы, что это былъ
Моисей? Если бы сегодня явился Исаія, то откуда ты узналъ бы,
что это былъ Исаія? Α ѳсли бы воскрѳсъ кго-дибо другой, напр.»
изъ числа умѳрщихъ въ наши дни, то снова чудо затѳмнилось
бы: одни сказаля бы, что зто — тотъ, который умеръ; другіѳ яее
стали бы утвѳрждать, что ѳто — не умершій человѣкъ, но какойлибо демонъ и призракъ. У невѣрія нѣтъ нѳдостатка въ злыхъ
увѳрткахъ. И что удивительнаго, ѳсли неблагодарный чѳловѣческій духъ могъ бы наклѳвѳтать даже и на воскрѳсшаго мѳртвеца?
Когда былъ исцѣлѳнъ слѣпой, то оѳіи глаголаху, яко еей есть; иніи
же глаголаху: нѣть, но подобенъ ему есть (Іоанн. и , 9 ) . Когда же
онъ скааалъ: азъ есмь, то хотя са*ъ и свидѣтѳльствовалъ ο себѣ
и вопіялъ ο чудѣ, однако, тѣ неблагодарные отрицали послѣднѳе.
Развѣ во вреиена Спаситѳля нѳ воскрѳсли мяогіе: мпога тѣлееа
уеопшихъ сеятыхъ, какъ говоритъ Нисаніе, послѣ крестной смерти
Господа встата иэъ гро&ь и впидоша во святый градъ, ц явишася

мпозѣмъ (Мате. ххѵп, 52, 58). Но чудо угасило ли невѣріе, преодолѣло ли упрямство? Чудеса прѳдлагаются для невѣрныхъ, а
ыѳ ддя вѣруюшдхъ. Невѣриый же при удобномъ случаѣ съ нрѳзрѣаіемъ относится и къ чудесамъ. Но смотріі, если бы они могли
устыдиться воскресшаго мѳртвеца то, нѳсомнѣнно, устыдились
бы предъ Лазарѳмг. Лазарь воскресъ изъ иертвыхъ. И когда,
вслѣдствіѳ воскресенія Лазаря, многіе прйходили иосмотрѣть на
Сааситѳдя, то іудеи стали нежду собою совѣщаться ο томъ, чтобы
убить Лазаря. Смотри, какъ упрямство всюду остается равнымъ
себѣ. Поѳтому естественно патріархъ говорилъ, что ѳсли нѳ слушаютъ Моисея и пророковъ, то, если бы даже воскресъ кто-либо
изъ мѳртвыхъ, не повѣрятъ ему. И тѳпѳрь еретики, если они не
слушаютъ Моисея, пророковъ и Евангелій, не проявятъ послушанія, даясе если бы кто-либо произнѳсъ и бѳзчисленныя рѣчи.
Но мы нѳ отступимъ отъ своего пути. Азъ есмь путь, говоритъ
Господь(Іоанн. χιν,β). Поэтому тотъ, кто сходитъ съпути, блуясдаѳтъ.
Кто шествуетъ дѳзавнсимо отъ указаній со стороны Ііисавій, тотъ
подвѳргается дѣйствію бурь. Какъ въ морѣ носимый многими
вѣтрами не можѳтъ совершать плаванія по прямому пути, но
бросаѳтся различннми вѣтрани туда и сюда, такъ и тотъ, кто
предаѳтся вліянію различныхъ ученій и нѳ слѣдуетъ учѳнію
ѳвангельскому, ничѣмъ нѳ отличается отъ обуреваемаго волдами
судна. Повтому и Писаніе говоритъ: не ѳѣй еебе всякимъ вѣтромъ
(^Сирах. ѵ, 11); и толковатедь присоѳдиняѳтъ: и н$ всякому сао-