Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ВЪ ДВНЬ ПАМЯТИ МУЧЕНИКОВЪ. 905 либо ивъ древнихъ мертвецовъ: или изъ числа неизвѣстныхъ
намъ, или изъ числа извѣстныхъ. Если онъ будетъ изъ числа
неизвѣстныхъ, то это невѣдѣніе затемнило бы чудеса. Если бы
сегодня явился Моисей, то откуда ты узналъ бы, что это былъ
Моисей? Если бы сегодня явился Исаія, то откуда ты узналъ бы,
что это былъ Исаія? А если бы воскресъ кто-либо другой, напр.,
изъ числа умершихъ въ наши дни, то снова чудо затемнилось
бы: одни сказали бы, что это—тотъ, который умеръ; другіе же
стали бы утверждать, что это — не умершій человѣкъ, но какой-
либо демонъ и призракъ. У невѣрія нѣтъ недостатка въ злыхъ
уверткахъ. И что удивительнаго, если неблагодарный человѣче¬
скій духъ могъ бы наклеветать даже и на воскресшаго мертвеца?
Когда былъ исцѣленъ слѣпой, то овіи ълаголаху, яко сей есть; иніи
же глаголаху: нѣтъ, но подобенъ ему есть (Іоанн. іх, 9). Когда же
онъ сказалъ: азъ есмь, то хотя самъ н свидѣтельствовалъ о себѣ
и вопіялъ о чудѣ, однако, тѣ неблагодарные отрицали послѣднее.
Развѣ во времена Спасителя не воскресли многіе: много тѣлеса
усопшихъ святыхъ, какъ говоритъ Писаніе, послѣ крестной смерти
Господа встагиа изъ гробъ и внидоша во святый градъ, ц явишася
мпоэѣмъ (Мате, ххѵіі, 52, 58). Но чудо угасило ли невѣріе, пре¬
одолѣло ли упрямство? Чудеса предлагаются' для невѣрныхъ, а
не для вѣрующихъ. Невѣрный же при удобномъ случаѣ съ пре¬
зрѣніемъ относится и къ чудесамъ. Но смотри, если бы они могли
устыдиться воскресшаго мертвеца то, несомнѣнно, устыдились
бы предъ .Лазаремъ. Лазарь воскресъ изъ мертвыхъ. И когда,
вслѣдствіе воскресенія Лазаря, многіе приходили посмотрѣть на
Спасителя, то іудеи стали между собою совѣщаться о томъ, чтобы
убить Лазаря. Смотри, какъ упрямство всюду остается равнымъ
себѣ. Поэтому естественно патріархъ говорилъ, что если не слу¬
шаютъ Моисея и пророковъ, то, если бы даже воскресъ кто-либо
изъ мертвыхъ, не повѣрять ему. И теперь еретики, если они нс
слушаютъ Моисея, пророковъ и Евангелій, не проявятъ послу¬
шанія, даже если бы кто-либо произнесъ и безчисленныя рѣчи.
Но мы не отступимъ отъ своего пути. Азъ есмь путь, говорить
Господь (Іоанн. хіѵ,б). Поэтому тотъ, кто сходитъ съ пути, блуждаетъ.
Кто шествуетъ независимо отъ указаній со стороны Писаній, тотъ
подвергается дѣйствію бурь. Какъ въ морѣ носимый многими
вѣтрами не можетъ совершать плаванія по прямому пути, но
бросается различными вѣтрами туда и сюда, такъ и тотъ, кто
предается вліянію различныхъ ученій и не слѣдуетъ ученію
евангельскому, ничѣмъ не отличается отъ обуреваемаго волнами
судна. Поэтому и Писаніе говоритъ: не вѣй себе всякимъ вѣтромъ
('Сирах. г, 11); и толкователь присоединяетъ: и не всякому см>-