Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ВЪ ДЕНЬ ПАМЯТИ МУЧЕВИКОВЪ.

901

носили оскверненнымъ людямъ освященіе; и одни и тѣ жѳ животныя сожигались внѣ стана, а приносились внутри. Поэтому
апостолъ говоритъ: ихъ жеδο кровь животныхъ ѳносится во святая святыхъ, еихъ тѣлеса сокигаются внѣ етапа (Бвр. хш, 11).

Указалъ образъ, истолковываѳтъ истину и говоритъ: тѣмже Іисусъ, да освятитъ люди, внѣ вратъ пострадати изволилъ (—12).
И что присоединяетъ къ этому? Тѣмже убо да исходимъ къ Нему

поношеніе Его носяще (—13). Ты имѣешь образъ, посмотри и на
истину. Снова подвергни изслѣдованію кровь и очистилищѳ.
Кровь кропилась, очистилище принимало ее и ироисходило очищеніѳ. Что такое—очистилищѳ? Опять послушай, что говоритъ
Павѳлъ въ посланіи къ Рнмлянамъ: веиδο согрѣшиша, и лишени
сушь славы Боояія, оправдаеми туне благодатгю Его, кровію Его,
избавленіемъ, ежеο Христѣ Іисусѣ, Его же предполооюи Богъ очищеніе вѣрою Его еъ кроеи Его (28, 24, 25). И кровь Его, и очи-

стилищѳ Его. Все это сказано нною потому, что Спаситель Богъ
и Единородный Сыпъ Божій сдѣлался всѣмъ ради насъ, а не
ради Себя. Иное совершалось ради насъ, а иное было выраженіемъ поклоненія Ему ради Него Самаго по Его божеству. „Йное*
и „иное , пе теперь раздѣлевное, но соединенное домостроительствомъ, а раздѣляѳмое мыслію.
8. Итакъ, когда услышишь иля объ архіереѣ, или пастарѣ
или овцѣ, иди храмѣ, или завѣсѣ, или очистилищѣ, или крови
кропледія, или ο чемъ-либо таковомъ, во всемъ познавай домостроительство, бывшее ради тебя.
Когда жѳ увидишь, что Единородный сидитъ на одномъ и томъ
же (съ Отцомъ) іірестолѣ (потому что церковь проповѣдывала Его и
прославляла), то не стыдись божествѳвныхъ изреченій. Премудрость
м

во исходіьзсъ поется, въ етогнахъ же дерзновеніе водитъ. На краехъ

же стѣнъ пропооѣдуется (Притч. і, 20, 21). Когда же замѣтишь,
что возвѣщаѳтся Божія премудрость и сила, то размышляП ο
преизбыткѣ славы, ο предвѣчномъ достоинствѣ, неумалимомъ,
неизмѣнномъ, непреложномъ. Въ началѣ δη Слово, и Слоео 6ѣ къ

Вогу, и Богъ δη Слоео (Іоавв. ι, 1). Всюду было , a не было" —
лнгдѣ. Если размыслишь ο прѳизбыткѣ славы, то не соблазвись
по поводу воплощенія Господня. Напримѣръ, я скажу: если услышишь, что ѳретикъ говоритъ: яко Отецъ, пославшШ Меня, болій
Мене есть (Іоан. хіѵ, 28), то скажи ему, что нѣтъ ничѳго удивитѳльнаго, ѳсли Сынъ мевыпе Своего Отца въ виду Своего воплощенія, такъ какъ Онъ умалился даже и по сраввѳнію съ ангелами. Ты, вслѣдствіе своей порочности, стараешься доказать, что
Сынъ меньше Отца; я же доказываю, что Онъ, въ виду Его вопдощенія, меныпѳ даже и ангеловъ. Ты, копечно, желая доказать
я

П З Д А Ш Е СПВ Д У Х . А К А Д К Ш Л .

а

я

58*