Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ВЪ ДКИЬ ПАМЯТИ МУЧЕНИКОВЪ. 903 какъ же Онъ говорить: и пославый Мя со Мною есть (Іо&нн. ѵш,
29)? Никто, посылая, нейдетъ вмѣстѣ съ посланнымъ, такъ какъ
иначе значило бы не послать, а вмѣстѣ идти. Азъ во Отцѣ и
Отецъ во Мнѣ есть (Іо&нн. хгѵ, 10). Гдѣ тутъ посланничество? И
чтобы кто-либо не подумалъ, что изреченіе: пославий Мя Отецъ
со Мною есть произнесено въ отношеніи къ дѣятельности и по¬
мощи, Господь говоритъ: Отецъ во Мнѣ пребываяй (Іоанн. иѵ, іо)
и: Азъ во Отцѣ и Отецъ во Мнѣ (—11). Это изреченіе предвоз¬
вѣстилъ Исаія, говоря: утрудися Египетъ, и купли Евіопскія, и
Саваимстіи мужи высоцыи къ тебѣ прейдутъ, и въ слѣдъ тебѣ пой¬
дутъ связаны узами рунными, и поклонятся тебѣ, и въ тебѣ помо¬
лятся, яко въ тебѣ Богъ есть, и нѣсть Бога развѣ Тебе (Ис. хьѵ,
14). Какъ возможно это? Если въ немъ находится иной, то такимъ
образомъ, кромѣ него, нѣтъ другого? Яко въ тебѣ Богъ есть, и
нѣсть Бога развѣ Тебе. Развѣ это—не толкованіе того евангель¬
скаго бдаговѣсгія, которое говорить: Азъ во Отцѣ, и Отецъ во Мнѣ,
и обое едино есма? Выраженіе: нѣсть Бога развѣ Іебе есть толко¬
ваніе словъ: едино есма. И замѣть мудрость этого изреченія и
полноту его силы. Изреченіе: едино есма—обоюдуострый .мечъ,
разсѣкающій еретиковъ. Слово: едино изобличаетъ безуміе аріанъ!
а слово: есма—Савелліево сліяніе. Яко въ тебѣ Богъ есть, и нѣсть
Бога развѣ Тебе. И чтобы показать, что одинъ и тотъ же Богъ —
въ Богѣ, пророкъ присоединяетъ: Ты 6о еси Богъ, и не вѣдѣхомъ
(Ис. хьѵ, 15). Ты не зналъ, что Онъ—Богъ? Развѣ не предвоз¬
вѣстилъ этого до тебя Моисей? Ты пришелъ не послѣ ди двад¬
цать перваго рода отъ Моисея? Отъ Моисея до Давида семь по¬
колѣній. Отъ Давида же до Исаіи двѣнадцать поколѣній. Вѣдь
Исаія былъ за два поколѣнія до вавилонскаго плѣна. Итакъ, ка¬
кимъ же образомъ о Томъ, Кого проповѣдали эа пятнадцать по¬
колѣній ранѣе пророки, что Онъ—Богъ, о Комъ Моисей гово¬
рилъ: слушай, Израиль, Господь Богъ твой—Господь единъ есть,
о Комъ тоже самое восклицалъ Самуилъ, о Комъ это же пропо-
вѣдывалъ, конечно, и Давидъ, о Комъ тоже именно предсказы¬
валъ и всякій пророкъ,—повторяю: какимъ же образомъ о Немъ
говоритъ пророкъ Исаія: Ты бо еси Богъ, и не вѣдѣхомъ, если
только поистинѣ не намекаетъ иа Спасителя, Который былъ, ко¬
нечно, тогда, но оставался незнаемымъ? Словами: Ты еси Богъ, и
не вѣдѣхомъ пророкъ порицаетъ не свое невѣдѣніе, но восприни¬
маетъ на себя лицо народа. Ученіе: Ты еси Богъ, и не вѣдѣхомъ
стоитъ въ соотвѣтствіи со словами: Господи, высока Твоя мышца,
и не вѣдѣша (Ис. ххѵі, 11). И, однако, что онъ могъ сказать:
Ты бо еси Богъ, и не вѣдѣхомъ, Богъ Исраилевъ, всѣхъ Спасъ (Ис.
хьѵ, 15), послушай ангеловъ, говорящихъ и благовѣствующихъ