Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
902 ТВ0Р8В1Я СВ. ІОАННА 8ДАТОУСТАГО. различіе сущности Отца и Сына, приводишь изреченіе: яко Отецъ,
пославшій Меня, божій Мене есть; я же доказываю, что, по смыслу
этого изреченія, Онъ меньше не только Отца, но и ангеловъ. Бла¬
женный Павелъ, приводя свидѣтельство Давида: что есть человѣкъ,
яко номниши его, или сынъ человѣкъ, яко посѣщавши его? Умалилъ
еси его малымъ нимъ отъ ангелъ (Псал. ѵш, 5, 6), истолковалъ его
въ посланіи къ Евреямъ: а умаленаго малымъ чижъ омъ ангелъ
видимъ Іисуса, за пріягніе смерти (Евр. п, 9). Итакъ, зачѣмъ столь много трудишься н стараешься дока¬
зать, что Сынъ меньше Отца, когда Онъ меньше н ангеловъ, не
со стороны Своего достоинства, но по причинѣ домостроительства?
Потомъ ты слышалъ: пославшій Меня Отецъ болій Мене есть. Но
развѣ ты не слышалъ этого евангельскаго голоса, который сего¬
дня громко восклицалъ всѣмъ: Азъ и Отецъ едино есма (Іоанн. х,
зо)? И обрати вниманіе на различіе. Гдѣ употребилъ „едино*, тамъ
пе сказалъ: „пославшій Меня“, но: „Отецъ*. Гдѣ желалъ дока¬
зать единство и тождество, тамъ не сказалъ: „Я и Тотъ, Кто по¬
слалъ Меня, едино еемаи, но: „Азъ и Отецъ*. Между Отцомъ и
Сыномъ нѣтъ ничего промежуточнаго. А гдѣ имѣетъ мѣсто:
„болій*, тамъ присоединяетъ: „пославшій Меня*. Послать — дѣло
домостроительства; и быть посланнымъ—не изъясненіе божества,
ио изъясненіе домостроительства. Вѣдь Богъ ни посылаетъ тѣ¬
лесно, ни посылается. А какимъ образомъ ото—такъ, слушай.
Тотъ, кто посылаетъ, посылаетъ въ тѣ мѣста, въ которыхъ самъ
не находится лично. Поэтому покажи мѣсто, гдѣ не было бы
Отца, покажи мѣсто, гдѣ не присутствовалъ бы Сынъ, укажи
мѣсто, свободное отъ Святаго Духа. Конечно, можно указать
мѣсто, еслибы ты буквально понялъ, что одинъ послалъ, а другой
посланъ. Слѣдовательно, слово: „посланъ* обозначаетъ не пере¬
ходъ съ мѣста, но воплощеніе. Когда Писаніе говоритъ: бывши,
человѣкъ посланъ отъ Бога, имя ему Іоаннъ (Іоанн. і, 6), то мы не
думаемъ, конечно, что Іоаннъ пришелъ съ небесъ. Если онъ тамъ
былъ, то, скажешь, какъ онъ посланъ? Но, такъ какъ ему была
поручена извѣстная задача, то ее Писаніе н назвало посланни-
чсствомъ. Исаія въ Іерусалимѣ въ самомъ храмѣ видѣлъ Господа,
еѣдяща на престолѣ высоцѣ и превознеееннѣ (п, 1). Находясь въ
городѣ и въ храмѣ, созерцая видѣніе и удостоившись видѣть
Бога, насколько это возможно человѣку, онъ услышалъ, что Богъ
8за говорилъ: кого послѣ къ людемъ симъ (->8)? Онъ былъ среди на¬
рода и какимъ образомъ посылается къ народу? Такимъ образомъ,
посланничѳство обозначаетъ не мѣстный переходъ и не рабское
служеніе, но опредѣляемое человѣку назначеніе. Иначе же, если
ты—рабъ буквы, то и постыдись ея. Если Господь посланъ, то