Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
86

реппу паче меча обоюду остра (Прит. ѵ, 3 — 4). Тоже бываетъ и съ

тѣми, которые берутъ взаймы. Когда нуждающійся принимаетъ
деньги, то получаетъ нѣкоторое малое и временное утѣшеніе; но
иослѣ, когда приращеяіе увеличится и бремя сдѣлается выше
силъ, то эта пріятность, услаждавшая гортавь, сдѣлается горче
желчи іі острѣе меча обоюдуостраго, когда онъ принужденъ будетъ вдругъ лишиться всего отцовскаго достоянія.
2. Отъ чувственнаго обратимъ рѣчь къ духовному. Подобаше
тебѣ вдати сребро Мое торжникомъ (Матѳ. ххѵ, 2 7 ) , сказалъ Го-

сподь, называя торговцами серебра васъ, слушающихъ эти слова.
Для чего же Богъ назвалъ васъ торговцами? Для того, чтобы научить всѣхъ прилагать такое же усердіе къ изслѣдованію сказаннаго, какое тѣ оказываютъ при разсматриваніи принимаемыхъ
монетъ. Какъ торговцы отвергаютъ подложную и поддѣльную монегу, а настоящую и истинную принимаютъ, отличая неподлинную
отъ подлинной, такъ поступай и ты: не всякое слово принимай,
но неправильное и худое отвергай отъ себя, а здравое и спасительное слагай въ душѣ. Есть, дѣйствительно есть и у тебя вѣсы и
99 безмѣнъ, сдѣланные не изъ мѣди и желѣза, но состоящіе изъ
чистоты и вѣры; при помощи ихъ и нзслѣдуй всякое слово. Потому и сказано: будьте искусными торжниками, — не съ тѣмъ,
чтобы вы, стоя на площади, пересчитывали серебро, но чтобы вы
изслѣдывали слова со всякимъ тщаніемъ. Потому и апостолъ Павелъ говоритъ: вся искушайте, но добрая только дераюите (1 Сол.ѵ,
20). И не потому только Онъ назвалъ васъ торговцами, что вы должны
изслѣдовать, но и потому, что вы должны употреблять получаемое
въ дѣло. Если бы и торговцы, получивъ деньги, только занерли ихъ дома и не передавали другимъ, то прекратилась бы
вся ихъ торговля; точно то же бываетъ и съ слушателями. Если
ты, принявъ ученіе, удержишь его у себя и не передашь другимъ,
то весь твой трудъ погибнетъ. Поэтому мы видимъ ихъ на торжищахъ каждый день входящими и выходяпцши. Тоже пусть будетъ и съ ученіемъ. Между торговцами мы видимъ, какъ одни
отдаютъ деньги, другіе тотчасъ пришшаютъ и уходятъ, и это
можно видѣть всякій день; отчего, хотя иные и не имѣютъ у себя
собственныхъ денегъ, но, ііользуясь наддеясащимъ образонъ чужими, пріобрѣтаютъ для себя великую выгоду. Такъ поступай и
ты. Эти изреченія не твои, а Духа Святаго; но если ты сдѣлаешь
изъ нихъ доброе употребленіе, то получишь себѣ великую духовную пользу. Потому Богъ и назвалъ васъ торговцами. Α почвму
ученіе Онъ назвалъ серебромъ? Потому, что какъ сѳребро имѣетъ на себѣ отпечатаннымъ царскій образъ, — если оно нѳ имѣетъ
его, то не есть подлинное серебро, а называется поддѣльныігь, —