Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
898

ТВОРІШЯ ОВ. ІОАННА 8ЛА.ТО7СТАГ0.

Это стѣснѳніѳ быдо дѣдоиъ Божіюгь, что бы Чѳловѣколюбивый
необходимо былъ подоженъ въ то мѣсто,—что бы быдъ положенъ,
говорю, въ сиду домостроительства, обусловившаго собою Его воплощеніб. Ддя чвго Онъ уетраиваетъ это? Такъ какъ ясди—трапѳва бѳзсловѳсвыхъ, а чвловѣчество усвоило себѣ природу послѣднигь — челожкъ, въ чести еый, не разумѣ, пргможиея скопишъ
несмксленнымъ и уподобиея шп (Псал. хвѵш, 18), — то Онъ и подагаѳтъ нѳбесную пищу на трапѳэу неразумныхъ животннхъ, чтобы
скотоподобныѳ по душѣ, приходя къ ясдямъ, какъ въ своей собственной трапевѣ, нащди здѣсь не скотсщй кормъ, но говорящаго:
Азъ есмь хлѣаъ, сгиедый еъ небвсе и Ьаяй оюивотъ міру (Іоан. п , 85
41, 88). Итавъ, Агнцемъ явдяется Господь въ цѣляхъ домостроитальства, а Вогомъ—ради Своей одавы. Онъ полагаеть Свою
душу эа овецъ (Іоанн. х, 11), нѳ необходимостн подчиняясь, вакъ
829 я и раныпѳ свазадъ, но Самъ принимая на Себя вто дѣдо. Все,
что произошло во времѳна ветхоаавѣтнаго богопочитанія, въ концѣ
концовъ воаводится къ Спаситѳдю, будетъ ди то пророчѳство, иди
свящѳнство, или царокое достоинство, или храмъ, или жертвенный
алтарь, иди завѣса, иди ковчѳгь, иди очнстндищѳ, нди наяна,
иди жѳалъ, иди отаіша, или что иное,—всѳ имѣетъ отношеніе
въ Нему.
Богъ издрбвдѳ позводилъ сынамъ іудовымъ совѳршать жѳртвевноѳ Бму служеніѳ не потому, что Онъ удовлегаорялся жертвами, во потому, что желалъ отвдѳчь іудѳевъ отъ язычѳскнхъ
суевѣрШ. Съ того времени ваправляя ихъ туда, вуда Самъ хочетъ, надагаетъ ва Себя то, чего меньшѳ всѳго ясѳлалъ быѵ Такъ
кавъ умъ іудейскій еще не могъ предпринять духоввой дѣятедьносга, во быль порабощевъ язычѳокимъ привычкамъ и чувствовадъ вдѳчѳніе къ жертвенникамъ й ясѳртв&мъ, то Богъ, взявъ
идольскія праздвѳства, измѣвяетъ ихъ сообразно съ духомъ
благочестія и, такицъ образоиъ, тѳрпвтъ то, чѳго не желалъ бн.
И| какъ добрый отецъ, посдѣ того кавъ увидить, что сынъ его
занимается шалостями, увдекаетъ ѳго съ площадв, дома же позволяѳтъ еху дѣлать все, что онь хочетъ, и такимъ путѳмъ
охранявтъ его благопристойность, отвимая у его забавъ черту
безстыдства,—точно такъ и Богъ, жѳдая прв посредсѵвѣ такого
рода праздничвыхъ ообраній исправить іудѳевъ въ еторону благочестія, повводидъ вмъ привосвть жѳртвы, даѳтъ иігь и жертвѳнный алтаріѵ повелѣваетъ првнооить въ жертву ц овецъ, в
козла» н вола, и дѣлать вое, что доставдядо имъ радосіь. Бога
это вѳ усдаждадо.
2. Α ч ю ато произошдо въ цѣдяхъ домостроительства, послупіай, какъ Тотъ, Кто чрезъ посрѳдство Моисея поаволилъ ео-