Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
896

ТВОРВНІЯ

СВ. ІОАННА

8ЛАТ07СТАГО.

посольство Духа въ оскорбительномъ для Него смыслѣ. Отѳцъ
послалъ, нѳ удаляясь отъ Него и не удаляя Ёго отъ Себя; Сывъ
послалъ Духа, нѳ отдѣляя Его отъ Себя и Самъ нѳ раздѣляясь
съ Нимъ. Поэтому Писаніѳ говорить: Богь И8лилъ Духа Своѳго
(ср. Іоил. іі, 28), то есть, даръ Святаго Духа. Божество не изливается, но — даръ. Поэтому, чтобы было доказано, что издивающѳѳся — не Духъ Святый, а благодать божестваннаго Духа, Давидъ говоритъ Христу: шліяся благоЬать ео уетнахъ Твоихъ (Псал.
і ы ѵ , 3 ) . Изливаѳтся благодать, а нѳ дарующШ благодать. Итакъ,
если возвѣщаѳтся одчнаковая чѳсть и ѳсли разъяснѳно выражѳніе:
„отъ Сѳбя", равно какъ и другоѳ: „отъ Моего пріиметъ" истолковано въ смыслѣ заимствованія какъ бы изъ источника, то ерѳтики да не имѣютъ мѣста или лазѳйки, (чтобы тайно провестн
черезъ нее своѳ) нѳчестіе. Почти Святаго Духа, Котораго ты прииялъ. Я часто говоргагь, что ты получилъ вознаграждѳніѳ: Христосъ взялъ отъ тебя твой образъ, а Самъ дадъ тебѣ Своего Д у х а

Въ день памяти мучениковъ; также ο томъ, что Христосъ называется Пастыремъ и Агнцемъ; и ο завѣсѣ, и ο жертвѣ уиилостивленія.
1. Снова — воспоминаніе ο мучѳникахъ, снова—празднества
благочестивыхъ, снова — рѣчь объ ангелахъ, снова—торжествѳнпое собраніе Цѳркви. Воспоминаніе — ο тѣхъ, которыѳ претерпѣли
мученичество; честь же мучениковъ — слава Того, за Кого они
подверглись мученіямъ. Чествуготся мученики, пострадавпгіѳ за
Христа, воздаѳтся поклоневіѳ Христу, Который пострадалъ за
всѣхъ. Тѣ своимъ страданіѳмъ возвели себя изъ состоянія уничиженія на высоту, а Спаситель съ высоты божества спустился
въ уничиженное состоявіѳ человѣческаго естества, не лишаясь
Своего достоинства, но совершая дѣло Своего домостроитѳльства.
Мы слышалп, что Онъ говорилъ: Азъ есмь паетырь добрый, полагающій душу Свою за овцы (Іоан. х, 11). Сказавъ это, Овъ и обнаружилъ Свое человѣколюбіе, и возвѣстилъ оСвоемъмогущѳствѣ.
Пострадать за овецъ — дѣло человѣколюбія; а то, что Онъ Самъ —
по Своей волѣ'— „положилъ" Свою душу, служитъ доказательствомъ Его могущества. Онъ нѳ насилію покоряется, но совершаетъ дѣло Своѳго домостроительства. Хотя и говоритъ апостолъ,
что Отецъ прѳдалъ Его за насъ (Римл. ѵш, 32), но онъ прѳдставляетъ страданіе Сыаа ие вывуждепнымъ, показывая, что водя
4

к