Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
895

ВВСѢДЛ 0 СВЯТОМЪ ДУХѢ.

устойчивость. Бретикъ можеть сказать: ео Мною есть—это значитъ: помогаетъ Мнѣ, какъ и я говорю: со мною—Богъ. Нѳ просто
сказалъ но — что? Отецъ во Мнѣ ееть (Іоанн. хгѵ, 10). Бсли Отѳцъ
былъ съ Нимъ и въ Нѳмъ пребывалъ, то какимъ образомъ Тотъ
посдадъ иди кахъ Этотъ быдъ посданъ? Вѣдь, ѳсли пришли, то
пришди оба, и никто не посланъ; или, съ другой стороны, оба
остались. Бсди Отѳцъ осталоя въ горнихъ, то какъ жѳ говоритъ
Сынъ: Отѳцъ ео Мною есть? Ёсли поодавшій остадся въ горнихъ,
то какимъ жѳ образомъ посланный имѣетъ съ Собою пославщаго.
JJ, сказалъ Господь, въ Отцѣ и Отѳцъ со Мною (ср. Іоанн. х, 38).
Какъ жѳ посланъ тотъ, Который говоритъ: Отѳцъ—во Мнѣ? Какъ
же, въ свою очередь, Отѳцъ посдадъ Бго? Итакъ, когда Господь
говоритъ: пошлю вамъ Святаго Духа, то это значитъ: даръ Духа.
И чтобы вы поняли, что посылается даръ, а что Духъ не посылается, Спаситель говоритъ апостоланъ: сѣдите во градѣ Іерусалимстгь, дондеже облечетеся сгмою сеыш (Лук. ххгѵ, 49) и получите силу сошѳдшаго на васъ Святаго Духа. Иноѳ—сида, которая
даѳтся, и иное — Духъ, который даетъ. Вея же дѣйстеуетъ единъ
и тойоюде Духъ, раздѣляя коемуждо особо, якоже хщетъ (1 Корѳ.
хіі 11). Итакъ, ты нѳ въ состояніи доказать, что Духъ Святый
посылается чистымъ Божѳствонъ. Если жѳ я докажу тѳбѣ, что
Творецъ нѳба и зѳмди посылаѳтся Святымъ Духомъ, то что ты
сдѣдаешь? Или отвергни Христа и уничтожь Писанія, или, будучи рабонъ Писаній, повинуйся имъ. Гдѣ, говоритъ, сказано это?
Слушай, что говоритъ Богъ устами пророка Исаіи, вѣстника благочѳстія: послушай говоритъ, Мѳнѳ, Іакоее и Исраилю, его же Азъ
пршыеаю: Азъ есмь Богъ переый (хъѵш, 12), Я—послѣ этого, и,
кромѣ мѳня, нѣть Бога". Обрати свое вниианіѳ. Здѣсь слѣдуѳтъ
то, что отаскивается. Кто же сказалъ это? Отѳцъ иди Сынъ?
Смотри, какъ подъ обрааоиъ ѳдиноначалія онъ совровенно проповѣдуѳтъ Троицу. Аэъ — Богъ переий и Аэъ по еихъ, ираэеѣ Мене
пѣсть Бога. Кто говоритъ это? Творѳцъ, — потому что присоединяѳть: и рука Моя оеноеа землю ( — 1 8 ) . Смотри, какъ говорить
Творецъ: и Духъ Мой утвердилъ нѳбо; я далъ Свои повелѣнія
всѣиъ звѣздамъ; Я возбудилъ царя согдасно съ правдою и всѣ
Мои пути — правы. Наававъ Себя Творцомъ и Создателѳмъ неба
и земли, Онъ затѣмъ говоритъ слѣдующѳѳ: „нѳ втайнѣ говоридъ
Я ваігь это съ самаго вачада и ве въ мѣстѣ скрытомъ". Овъ сказалъ: Я освовалъ зѳмлю и сотворилъ нѳбо; егда бываху, тамо бѣхъ,
и нынѣ Господь посла Мя, и Духъ Его ( — 1 6 ) . Тѳбя, сотворившаго
небо и землю, сказавшаго звѣздамъ: Господь посла Мя и Духъ
Ею Богъ-Отѳцъ родидъ по божеству и посладъ плотски. Творецъ
нѳба говоригь: Господь поела Мя и Духъ Его. Ерѳтикъ прішимаетъ
9

п

9

п

и

у

9

у