Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ВЪ ДЕНЬ ПАМЯТИ мгчвпиковъ. 897 Сына находилась въ согласіи съ волею Отца. Сынъ предаетъ Себя,
не необходимости подчиняясь, но содѣйствуя намѣренію Отца.
Одно дѣло—рабски служить и другое — божески содѣйствовать.
Вѣдь содѣйствуетъ Отцу Единородный Его Сынъ, хотя ученики
еретиковъ и не желаютъ согласиться съ этимъ. Они, въ силу своей
порочности, разсѣкая недѣлимое естество, проповѣдуютъ, что
Отецъ — Творецъ, что Сынъ—служитель и что таковъ же — и
^іухъ Святый. Они не стыдятся даже и словъ Павла, который на¬
звалъ служителей благовѣстія не слугами, но сотрудниками Бо¬
жіими, сказавъ: Богу еслы споспѣшницы (і Корѳ. ш, 9). Павелъ —
споспѣшникъ, а Сынъ — служитель? Не разыскивай того, что ска¬
залъ Христосъ устами Исаіи, но —то, что сказалъ Самъ лично.
Самъ по Себѣ Онъ, конечно, Пастырь; а ради тебя сталъ Агнцемъ.
Сегодня встрѣтились оба этихъ чтенія. Исаія читалъ о Немъ ев¬
нуху: яко овна на заколеніе ведеся (ын, 7; Дѣян, ѵпі, 32). А Спа¬
ситель: Азъ велъ пастырь добрый (Іоанн. х, 11). Поэтому покажи
мнѣ различіе между Агнцемъ и Пастыремъ: въ какомъ отношеніи 82й
Онъ — Агнецъ, въ какомъ — Пастырь? Если ты но узніѳшь раз¬
личія наименованій, то откуда поймешь достоинство Его могу¬
щества? Ясно, конечно, что Агнцемъ Онъ является по причипѣ
страдавій, перенесенныхъ Имъ въ дѣлахъ домостроительства, а
Пастыремъ — по причинѣ избытка человѣколюбія. Будучи Богомъ,
Онъ не стыдится называть Себя Пастыремъ. Вѣдь надлежало намъ
познавать Самого Бога и Царя. Но, вслѣдствіе того, что мы, какъ
одаренные разумомъ люди, не познали Бога, Онъ желаетъ, чтобы
мы, хотя бы какъ неразумныя овцы, познали своего Пастыря.
Если бы, придя въ міръ, Спаситель нашелъ тебя разумнымъ чело¬
вѣкомъ, то Онъ необходимо явился бы тебѣ какъ Богъ. Но, такъ
какъ Онъ не нашелъ тебя человѣкомъ, а нашелъ какъ бы овцою
блуждающею, начиная съ самыхъ древнихъ временъ, и призыва¬
ющею устами пророковъ своего Господа: заблудихъ, яко овна погиб¬
шее: взыщи раба Твоего (Псал. схѵпі, 176), то поэтому и скрываетъ
Свое царское достоинство и предлагаетъ пастырское попеченіе. По этой причинѣ и съ самаго начала устраиваетъ такъ, чтобы
Его тѣло было положено въ ясляхъ, и для того приводить въ стѣ¬
снительныя условія какъ Свою Мать, такъ и Іосифа—служителя
домостроительства. Я не могу назвать его ни отцомъ Спасителя,
ни мужемъ Маріи, но — соучастникомъ и посредникомъ таинства.
Вѣдь онъ былъ женихъ Дѣвы, а не мужъ; впрочемъ, по имени,
конечно, мужъ, но въ дѣйствительности—служитель домострои¬
тельства. Итакъ, онъ вмѣстѣ съ Маріею приводится въ Виѳлеемѣ
въ стѣснительное положевіе, такъ что вслѣдствіе тѣсноты въ жи¬
лищахъ Младенецъ по необходимости былъ положенъ въ ясляхъ.