Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
БВСѢДА Ο СВЯТОМЪ ДУХѢ.

никто не дѳрзалъ сказать: я — Духъ Святый, потому что Духъ
сходилъ не въ тѣлѳсномъ образѣ, но невидимо. Сошѳлъ на Нѳтра,
сошѳлъ на Павла,—и всѣ признали, чтообоеимѣли ДухаГосподня.
Явялся Симонъ и говоритъ: имѣю Духа. По наружному виду
викто не отличитъ чѳловѣка, имѣющаго Духа, отъ неимѣющаго,—
человѣка, имѣющаго нѳчистаго духа, отъ имѣющаго Духа Святаго.
Бсли бы Духъ былъ видимъ, то Симонъ не обмавулъ бы, такъ
какъ послѣ разсдѣдованія дѣла онъ былъ бы изобличенъ. Пришѳлъ Монтанъ, говоря: инѣю Святаго Духа; пришелъ Манихей
и говоритъ: имѣю Святаго Духа. Онъ (Духъ) не былъ видѳнъ.
Итакъ, чтобы люди не были вводимы въ обманъ имѳнемъ, такъ 825
какъ благодатный даръ имѣлъ сойти невидимо, Господь говоритъ:
егда пріидетъ Утѣшитель, Духъ иетипы (Іоанн. х п , 18, 7 ) , Кото-

рый исходитъ отъ Отца, Онъ привѳдѳтъ вамъ на память Мои
слова и натаеитъ ви на всяку истину. Не отъ Себв бо глаголати
имать ( — 1 3 ) . Всякій разъ, какъ замѣтите, что кто-либо говоритъ:

имѣю Святаго Духа, но возвѣщаѳтъ не ѳвангвльскія истины, а
свои собствѳняыя измышлѳнія, — тотъ ведетъ рѣчь отъ себя, и
въ нѳмъ нѣтъ Святаго Духа. Вѣдь и ο Самомъ Себѣ Господь
говоритъ: Азъ отъ Себе не глаголю, для того, чтобы устраЕить отъ

Себя подозрѣніѳ въ заблужденіи; скорѣе же, чтобы отдѣлить
ошибку отъ истины и показать, кто имѣетъ Святаго Духа и кто
нѣтъ, но лишь только притворяется, что имѣетъ, Господь говоритъ: не отъ Себе Духъ глаголати гімать. Вы услышали отъ Мѳня,
что Я перѳдалъ. Когда придетъ невидимый Духъ, Онъ будетъ
говоритъ Моѳ. Бсли вы замѣтитѳ, что кто-ліібо повторяетъ слова
Евангѳлія, то онъ дѣйствительно имѣѳтъ Святаго Духа. Духъ
іфидетъ, чтобы привести вамъ на память то, чему Я научилъ
васъ. Поэтому, если кто-либо изъ говорящихъ ο себѣ, что о н ѣ
имѣетъ Духа, будѳтъ возвѣщать что-либо отъ сѳбя, а не ва основаніи Евангелій, то нѳ вѣрьте ему. Слѣдуйте Моѳму учѳнію.
Пе отъ Себе глаголати имать. Но зато явленіе Его показываетъ,
кто получилъ Духа Святаго и кто нѣтъ. Если кто повторяетъ
слова Христовы, тотъ имѣѳтъ Святаго Духа. Никтооюе можетъ
рещи Господа Іисуса, точію Духомъ Святымъ (1 Корѳ. хп, 8 ) . При-

шелъ Манесъ, поистинѣ „^3tvtt; (τ. ѳ. безунный), имѣющій иня,
соотвѣтствующѳѳ его заблуждѳнію, и говоритъ: я — Утѣшитель,
Котораго обѣщалъ Спаситѳль Своимъ апостоламъ; Я—Сынъ Божій.
Г д ѣ — в ъ Евангеліи Іисуса Христа—ты слышалъ, что солнцѳ и
луна — творцы? Гдѣ Христосъ сказалъ, что они поглощаютъ души
и возвращаютъ ихъ? Гдѣ ты прочиталъ вто? Изъ того, что объ
этомъ нѳ говорится въ Писаніяхъ, но что Манѳсъ говоритъ здѣсь
отъ себя, ясно, что онъ не имѣетъ Святаго Духа. Святой Духъ
u