Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ВВОѢДА Ο СВЯТОМЪ ДУХѢ.

891

говорить, нѳ убѣдятся дя они въ самомъ дѣлѣ. Ты не приди
въ удивлѳніѳ,ѳсли я—человѣкъ—говорю это, когда Богъ говоритъ
Іезекіидю: ступай къ дому Исраииееу, и речеши кь нимъ. Лще убо
услыиштъ, аще убо увѣруютъ (Іѳзѳк. и, 8, 4, 5, 7). Говоримъ вто,
аще убо усиышатг, аще убо повѣрятъ, аще убо согдасятся съ нами.
Бсди жѳ они (ѳретики) не оогдасятся съ нами, грворящими таковоѳ, то мы въ этомъ неповинны. Такъ учшгь и Павѳлъ, и посдѣ
нздожѳнія своѳго учѳшя говоритъ: свидѣтельствую предъ всѣіси,
яко чиетъ аэъ оть крове всѣхъ васъ. Не обинухся бо еказати вамъ
путь Божій (Дѣян. I X , 2 6 , 27). И тѳпѳрь говорю: почѳму Спаситѳль сказалъ: отъ Себе не глаголю\ и ο Духѣ: не отъ еебе глаюлати имат? Прошу вашу любовь, остановимъ здѣсь свое вниманіѳ. Между тѣмъ какъ Христосъ—одинъ, явилось много лжехристовъ, какъ объ втомъ сказалъ Спаситедь: прикрываясь Моимъ иненѳмъ, придутъ многіе лжехристи и лжтрароцы (Матѳ.
ххіѵ, 24). Хотя Христосъ — одинъ и Бго пришествіе быдо возвѣщѳно іфороками, но и до явленія Его возникали нѣкоторые обольстители, говорившіѳ: мы—Христы. Ѳѳвда говоритъ: ѳто—я. Іуда
Гадилеянинъ: это—я. И вводили многихъ въ заблуждѳніе. Спаситѳль, придя, говоритъ: вси, елико ихъ пріиде прежде Мене, татіе
были иразбойници (Іоан. х, 8). Такъ какъ эти, раныпе другихъбывшіе
обольстителями, цринявшини имя Христово, старались убѣдитъ
народъ Ё Ъ томъ, что они—Христы, явдяясь нѳ одновремѳнно, но
каждый отдѣльно: одинъ—тепѳрьі а другой—въ иное врѳмя, то
Христосъ и говорит^: вси, елико ихъ пріиде преоюде Мене, татіе 824
были u разбойницы. Но пе послушаша ихъ оецы. Ощы Мои глаеъ
Мой слишать и еѣдятъ гласъ Мой и по Мнѣ идуть ( — 8 , 4, 8 ) .
Итакъ, пршпли гЬ, лжѳхристы—и нѳ научились ни отъ закона, ни
у пророковъ, но говориди сами отъ сѳбя и руководствуясь своимъ собственнымъ мнѣніѳмъ. Спаситель, придя, нѳ отступилъ
и отъ пророковъ, но говорилъ, наприиѣръ, такъ: Ьобрѣ пророчеетвова Исаія, глаголя (Матѳ. хѵ, 7); и въ другой разъ: не пиеано
д и «ъ 8аконѣ вашемъ (Іоан. ѵш, 17? Α когда приступидъ къ Нему
діаволъ, Господь говоритъ ему: писапо ест: Господу Богу теоему
пакмптшися и тому единому послужиши (Матѳ. іѵ, 10). Итакъ,
Христосъ, придя во плоти, не говорилъ отъ Себя, но—отъ пророковъ. Такъ какъ тѣ, которые пришли прежде Христа, нѳ говориди во иня Хрнстово, ни отъ закона, ни устами пророковъ, но,
руководствуясь своимъ личнымъ мнѣніеігь, высказывали опгабочные взгдяды и нысди, то Спаситедь и говоритъ: Азъ отъ Себе не
глаголю, вакъ гЬ (Іоан. хгѵ, 10). Говорить отъ Сѳбя— значить говорить помимо закона. Поэтому такжѳ надлежитъ говорить
и намъ. Когда увидишь, что ѳрѳтики выставдяють съ своей