Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
890

ТВОРКНІЯ СВ.

ІОАННл 8ЛАТ07СТАГ0.

828 потребно спорить по поводу изреченія: А$ъ отъ Себе ке глаголю,
подобнымъ обраэомъ и по вопросу ο Духѣ. Съ тобой же, объявившимъ ο сѳбѣ, что ты благочѳстиво мыслишь, нѣтъ нужды
вступать въ состязаніѳ. Ведя рѣчь ο ХристЬ, ты говоришь, что
Онъ равенъ Вогу, подобенъ Отцу во всемъ. Я ввелъ вопросъ,
имѣя въ виду тѳбя, какъ исповѣдующаго славу Сына. Ты говоришь ο Духѣ: не отъ Себе глаголати имать. Спаситѳль говоритъ
ο Сѳбѣ: Азъ отъ Себе не глагоАю, но говорю то, что усдышалъ отъ Моѳго Отца. Вотъ и Сынъ отъ Себе нѳ говоритъ. Мѳжду тѣмъ и Отцу,
и Сыну чѳсть—равная. Это говорютебѣ, потому что аріанинъ сомнѣваѳтся и въ томъ, и въ втомъ. Что испытываютъ прѳтѳрпѣвающіѳ кораблекрушѳніѳ, вто жѳ терпятъ и нѳвѣрующіѳ, какъ говоритъ Паведъ:
тѣ, которыѳ въ вопросахъ вѣры потерпѣли кораблекрушеніѳ (сравн.
1 Тимѳ. і, 19)... Аріанѳ, потѳрпѣвъ кораблекрушѳніѳ, потеряли иславу
Христа, и силу Святаго Духа. Макѳдоніанѳ, конѳчно, ревностно стараются ο томъ, чтобъ подняться иэъ глубины наверхъ, но подовину
своего грузапотѳряли и они, какъ объ этомъ говоритъ Павелъ: аще
же кто Духа Христова пе имать, еей пѣеть его&ъ (Рямл. ѵ ш , 9). Поэтому обрати свое вниманіе, чтобы не показалось, что мы нападаѳмъ по примѣру борцовъ и съ заносчивостью предлагаемъ
обоснованіе полоясѳній. Азъ отъ Себе не глтолю. Растолкуй мнѣ,
что значитъ выраженіѳ: „отъ Себе не глаголю", употреблѳнное
Спасителемъ? Вѣдь какое рѣшеніѳ придумаетъ македоніанѳцъ
относительно Сына, ѳто же найдеть подходящинъ и по отношенію
къ Духу Святому. Два равновѣсныхъ выражѳнія: „ни Дугь* отъ
С&е , „ни Сынъ отъ Себе не говорятъ ничѳго. Но Сынъ имѣетъ
нужду въ Отцѣ; въ Отцѣ жѳ нуждается и Духъ. Доселѣ—равная чѳсть принадлѳжить обоимъ. Итакъ, обрати вниманіе. Знаю,
что я погрузился въ глубину, гакъ знаегь Христова сида, все
испытующая. Скорѣѳ содрагаюсь отъ страха, нежеди говорю,—
боюсь того имѳнно, что корабль устрѳмится въ бѳ8првдѣльную
бѳздну и не будетъ Духа. Дай мнѣ приготовленныА. корабдь,
кормчаго, корабелыциковъ, канаты, якоря, все въ готовомъ видѣ,
и если нигдѣ нѣтъ дуновенія вѣтра, то, при отсутствіи дѣйствія
послѣдняго, нѳ бѳзполѳзны ли всѣ тѣ приготовлѳнія? Тавъ обыкновенно бываеть. Хотя бы рѣчь была и обпгарна, а мысдь глубока хотя бы были краснорѣчіе и уігь, но ѳсли нѣтъ Святаго
Духа, доставляющаго Свою помощь, то все — безполѳзно.
и

и

у

9. Йтакъ, почему ο Сѳбѣ, какъ и ο Духѣ, Господь сказадъ:
отъ Себе пе глаголюі Какъ борцы, нападемъ на пререкающаго, постараѳмся вполвѣ убѣдить и самихъ сѳбя, и тѣхъ, (т. е., ѳретиковъ), если только захотятъ послушаться насъ. Конѳчно, вѳ принуяедѳнно привѳдѳмъ ихъ на путъ истивы, но станѳмъ къ нимъ