Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
892 ТВОРВВІЯ СВ. ІОАННА ЗЛАТ07СТАІ0. стороны Аристотелевскія или Платоновскія положенія, скажи:
мы отъ себя не говоримъ; говоримъ то, что услышали отъ Христа. И
откуда это видно, что говорящій отъ себя—лжепророкъ или что
рѣчь на основаніи своего личнаго мнѣнія характеризуетъ лже¬
пророка? Пророкъ ІѲ8вкіиль говоритъ: Авъ, ъшголетъ Господь къ
пророкамъ, вводившимъ въ заблужденіе Его народъ, Азъ не по¬
слахъ ихъ. Они говорили отъ себя, и проповѣдуютъ отъ сердца
своего (Іезек. хігі, 1 и дал.). Такъ какъ лжепророки проповѣдывали
отъ себя, то Спаситель, очищая Себя отъ такого подозрѣнія,
говоритъ: Азъ отъ С«6е не глаголю. Откуда это видно, что Спаси¬
теля подозрѣвали какъ обольстителя? Прежде всего установимъ
именно это. Во время праздника потченія сѣни (Іоан, ѵп, 2) толпы
народа искали Іисуса, говоря: гдѣ Онъ? И относительно Его
было разногласіе: овіи глаголаху, яко благъ есть, иніи же глаголаху:
ни, но льститъ народи (—12). Видишь ли, какъ и въ Немъ подо¬
зрѣвали обольстителя? Въ другой разъ послѣ святой смерти Спа¬
сителя архіереи говорятъ Пилату: господи, помянутомъ, яко льстецъ
онъ рече еще сий живъ: по тріехъ днехъ востоку (Матѳ, ххѵп, 63).
Эго сказано мною для доказательства того, что Господь иными
считался обольстителемъ. Такъ какъ Его считали таковымъ, то
Онъ и говорить: Азъ отъ Себе не глаголю, но — отъ закона, отъ
пророковъ, то, что услышалъ отъ Отца (Іоан, хгѵ, 10; хѵ, 15). Не
по Своему божеству Я слышалъ отъ Отца,—въ законѣ, у про¬
роковъ. Онъ говоритъ это отъ лица Своей плоти, чтобы разсѣять
заблужденіе. Азъ отъ Себе не глаголю, но яже елышахъ отъ Отца
Моего. Вы же говорите то, что услышали отъ отца вашего—
діавола. А чтобы доказать, что діаволъ, всякій разъ какъ глаго¬
летъ, въ чемъ-либо проявляетъ ложь, Господь говоритъ о немъ:
егда глаголетъ лаку, отъ своихъ глаголетъ (Іоан, ѵт, 44). Азъ отъ
Себе не глаголю, но—отъ пророковъ, отъ закона. Это — истина.
Итакъ, какъ Спаситель, устраняя подозрѣніе и удаляя дурныя
касательно Его предположенія, говоритъ: Азъ отъ Себе не глаголю,
подобно обольстителямъ,—точно такъ же должно говорить и о
Духѣ. . ю. Прошу, обратимъ здѣсь вниманіе на слѣдующее. По слову
Спасителя, является много лжехристовъ и лжепророковъ; одинъ
говорилъ: это—я, и другой: это—я, какъ и написано: мнози прі¬
идутъ во имя Мое, глаюлюще: азъ есмь Христосъ (Лук. ххі, 8), и
обольстятъ многихъ, но вы не поддавайтесь обману. Подобно тому
какъ имя Христово было усвояемо обольстителями, точно также
многіе имѣли принять видъ людей, обладающихъ Святымъ Ду¬
хомъ, Котораго они не имѣли, и говорить объ этомъ. Но тамъ яв¬
лялся человѣкъ, конечно, и говорилъ: я —Христосъ; здѣсь же