Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ТВОРВШЯ <;В ІОАННА ЗЛАТОусТАГО.

залъ просто: еъ томъ оюило Божество, но: исполненіе Божества, то
есть, всякій даръ Божества.
Α чтобы кто-либо не подумалъ, что исполненіе Божеетва
обіггало въ Богѣ — Словѣ, апостолъ говоритъ: въ томъ оюиветъ
всяко исполненіе Божества тѣлеспѣ. Въ плоти Бго — вся полнота
премудрости, разума, силы, чудесъ, всякой дѣятѳльности. Затѣмъ
отъ полаоты Бго мы всѣ заимствуѳмъ себѣ. Іоаннъ Креститедь
свпдѣтельствуетъ: и азъ не вѣдгьхъ Его, но послаеий мя крестити,
той мнѣ рече: надъ Негоже узриши Духа сходяща и пребывающа
(не сказалъ: сообщающаго Бму единый даръ, но: всего пребивающа),
той есть крестяй Духомъ Святимъ и огнемъ (Іоанн. і, 33). Потомъ,
желая показать, что Спаситель воспріялъ бдагодать нѳ какъ человѣкъ Іоаннъ говоритъ: яе въ мѣру Богъ даетъ Духа. Отецъ
любитъ сына и вся даде въ руцѣ Его (Іоанн. ш, 34, 35). Итакъ,
<ш откуда мы получаемъ? Отъ исполненія Его мы вси пріяхомъ (Іоанн.
і, 16). Опъ получилъ полноту, а мы отъ нея. Какимъ образомъ?
Съ того времѳни, какъ Духъ наполнилъ Собою Господаю плоть,
отъ иѳя Господь чѳрпалъ, какъ изъ источника, и ссужалъ дюдей
дарами. Прошу, обрати вниианіе. Одъ говоритъ: егда пршдетъ
Утѣшитель, Духъ истины, наставитъ $ы па всяку истину, яяо
оть Мо&о прішмтъ (Іоана. хѵі, 13, 15, 7).
7. Обрати внимавіѳ на точный смыслъ словъ. Господь не
сказалъ: отъ Меня, но: отъ Моего. Отъ Моего, отъ кого? Отъ Моего дастъ вамъ; однако Самъ пртметъ. Получаетъ жѳ нѳ какъ
ссужаемое въ долгъ, но, такъ какъ Онъ наполнилъ источнвкъ,
какъ бы основаніе благодатныхъ дарованій, то почѳрпаегь изъ
вмѣстилища и прѳдлагаѳтъ всѣмъ изъ Своѳго собственнаго достоянія. И откуда это извѣстно, что принимать значитъ принимать изъ Своего собствѳннаго достоянія? Слушай. Богъ преисполнилъ Моисѳя Духомъ, и говоритъ Моисей: не возмогу азъ единъ
пѳрѳносить брѳмя людей сихъ. Избери Сѳбѣ другого. Богъ говоритъ ему: собери семдесять старцѳвъ, и уиму отъ духа, иже въ
тебѣ, и возложу па пя (Числ. хі, 14, 16, 17). Нѳ сказалъ: воэьму
твой духъ но: отъ духа, иже въ тебѣ; возьму отъ Моего. Богъ говоритъ: въ тѣ дни излію отъ Духа Моего па ееяку плоть, и прорекутъ (Іоил. π, 28). Бсли Богь, бравшій у Моисея, ссужался
имъ, то и Духъ, бравшій отъ Сына, такяее ссужался Имъ. Моисбй былъ образомъ Христа, потому что какъ духомъ, бывшимъ
въ Моисеѣ, наполнены 70 старѣйшинъ, точно такъ отъ Христа
вселбнная получила Святаго Духа. Отъ Моего пріиметг. Изъ
того, что даровано одному только Мнѣ—Господнему человѣку,
беретъ Себѣ Самъ давшій, КоторыЯ сошелъ на Меня и остался
во Мнѣ,—Который помазалъ Меня, освятилъ, привелъ въ пуу