Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
БЕОѢДА Ο СВЯТОМЪ ДУХЪ.

доставляѳтъ Свои дары другимъ? Обрати особевное внішаніе па
дѣло. Когда что-либо изъ сказаннаго покажѳтся тебѣ возбуждающимъ недоумѣнія, ты не тотчасъ же нападай на данное выраженіе, но подожди до конца мысли. Не видѣлъ ли ты, что,
когда строятся зданія, то все бываетъ безпорядочно порѳмѣшано: извѣсть, камни, бревна, все прѳдставляется твоимъ гла- в2о
замъ въ смѣшаннонъ видѣ, а въ очахъ мастѳра всѳ каясется
соотвѣтствующимъ его цѣлямъ? Ёму извѣстно, въ какоѳ время
эти смѣшаняыя вещѳства будутъ кстати въ томъ мѣстѣ и въ какое—въ другомъ; и то что тѳперь разбросано тамъ и здѣсь, приводится въ надлежаіцій гармоничѳскій порядокъ, и въ рѳзультатѣ являѳтся красота зданія. Поэтому, когда замѣтишь, что говорящій переходитъ отъ одного къ другому и отъ другого къ
третьему, то полагай, что онъ приготовляѳтъ сѳбѣ матеріалы.
Когда я соберу послѣдяіе, тогда и покажу гармоничѳскій порядокъ въ своихъ разсуждѳніяхъ. Едино ѳстество Сына и Духа,
едина сила, едина истина, едина жизнь, едина премудрость. Съ
тѣхъ поръ, какъ Спаситель соблагоиаволилъ принять наше естество, Онъ нсподняется Святаго Духа, не потому, что Онъ былъ
ниже Святаго Духа, а потому, что плоть должна была въ чѳловѣчѳскомъ образѣ воспріять сошествіе Духа; и не потому, что
Богъ Слово не могъ освятить ѳстества, которое Онъ воспринялъ.
Еслибы ты согласился съ этинъ положѳніѳмъ, то и Сынъ оказался бы излипшимъ, такъ какъ достаточно было бы Отца для
освященія тваренія. Ужели Отецъ принимаетъ Сына потому, что
Онъ—Отецъ—безсиленъ? Ужели Сынъ привимавть Духа по такого же рода причинѣ? Но потому, что ѳдино естѳство, которое
дѣйетвуетъ вся во веѣмъ; одно совѳршаетъ Отецъ, и восиринимается во всей природѣ; другое жѳ—Сынъ, и пѳреходитъ во всю
природу; а третье — Духъ, и воспривимается во всемъ естествѣ.
Итакъ, когда природа разсматриваѳтся сама по сѳбѣ, то она
равна и одннакова, полна властваго достоинства, удивительна,
шя бѣдна, ви несовершенна, не возрастаѳгь, не умѳньшаѳтся, не
становится хуже, вѳ получаетъ дополнѳніе. Когда жѳ Богъ Слово
принялъ нашу плоть, то устроилъ ее по человѣчѳскому образу,
принимающѳю Духа Святаго, какъ одного изъ пророковъ или
какъ одвого изъ апостоловъ. Я скаэалъ раньше, что Духъ нисходвтъ ве потому, что недостаточво бнло божества Сьша, но для
того, чтобы такимъ путемъ обнаружилось совершенное познаніе
Троицы. Итакъ, плоть Господня удостоилась Святаго Духа, и
затѣмъ Спаситѳлъ восхотѣлъ отдать въ собственность Святому
Д у і у то тѣло, какое Ояъ— Господь—воспрвнялъ,—отдать для того,
чтобы все, что совсршитъ Христосъ ио илоти,нриписивалось СвяПЗДАШІІ CUB. Д У Х . АВАДЕѴІІВ.

57*