Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
884
Сына, Духъ Христовъ, Духъ Того, Кто воскресилъ Христа, Духъ
жизни, Духъ истияы. Затѣмъ—благодатныя дарованія: духъ силы,
духъ любви, духъ цѣломудрія, духъ обѣтованія, духъ вѣры, дуіъ
откровенія, духъ еыноположенія. Когда кто-либо получитъ благодатный даръ совершать судъ, тотъ принимаѳтъ духа суда, какъ
говоритъ

Исаія: и очиститъ ихъ Господь духомъ суда и духомъ

зноя (іѵ, 4). Силу наказующую и очищающую онъ называетъ духомъ еуда и духомъ 8ноя. Давидъ жѳ проситъ духа праваго, который приводилъ бы на правый путь. И затѣиъ проситъ благодатнаго дара, управляющаго страстями и дѣлающаго то, чтобы
душа не находидась въ рабствѣ у страстей. Такъ какъ сердце
Давида развратилось и изъ состоянія цѣломудрія вступило на
путь грѣха, страстей и удовольствія, и такъ какъ онъ несораведливо произнесъ рѣшеніѳ, погубившее мужа, сдѣлался рабоігь
вожделѣнія и впалъ въ прѳлюбодѣяніѳ, то и проситъ Бога, говоря: духь правь обноби во утробѣ моей, и не отвержи мене, гово-

ритъ, отъ тца Твоего, воздаждь ми радость спасѳнія Твоего и духомъ біаоычнимъ утверди мя (Псал. ь, 12, 13, 14), то ѳсть, благо-

датнымъ даромъ, управляющимъ страстями и властвующимъ
надъ удовольствіями.
5. Это сказано нами ο божественномъ достоинствѣ Святаго
,Чуха π ο различіи Ёго дѣйствій. Ёретики же, не зная, что Писаніе, говоря ο духѣ ебятини или обѣтобангя, имѣетъ въ виду дары
Духа, относятъ это къ ѳстеству Его и говорятъ, что Богъ дадъ
и Духъ Святый даровалъ. Видѣлъли ты, говорятъ, что ато —
даръ Божій? Они прочитали то, что касается даровъ, и отнесли
зто къ ѳстѳству, между тѣмъ какъ надлежало понять, какія инѳна
выясняютъ естество и какія обозначаютъ благодать. Они исказялп
истину, все смѣшаля, спутались, сбились съ пути истины, омрачися неразумное ихъ сердце (Рим. і, 21); глаголющеся быти мудри,
объюродѣша ( — 2 2 ) . ІІоэтому разсуждаютъ: такъ какъ, говорятъ,

возбуждаѳшь вопросы ο Духѣ и учишь на основаніи ПисанШ,
желая имѣть Писанія своими свидѣтелями, то мы, побуждаекыѳ
самими Писаніями, говоримъ, что сказадъ Спаситѳль ο Святоиъ
Духѣ. Что же Онъ говоритъ? Егда же, говоритъ, пріидетъ Умѣшитель, Духъ иетины, иже отъ Отца исходитъ, той наетавитъ бы па всяку истину; не отъ Себе бо гиаголати имать, но
елика аще услишитъ, возбѣститъ вамъ яко отъ Моего пріиметъ и
у

возвѣститъ всшъ (Іоанн. хѵ, 26; хѵі, 13, 14). Видѣлъ ли ты, говорятъ, что Духъ пе отъ Сеое глаголати имать (хѵі, 13), но отъ I .

Христа прѵиметъ (14)? Не можетъ быть доказано достоинство
Духа. Нѳ выяснило ли, говорятъ, ІІисаніе, что Овъ подчинѳнъ
власти Сыпа, что Сыаъ ссуя*аетъ Его и что затѣмъ ужѳ Духъ