Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
882

ТВОРВНІЯ ОВ. ІОАННА 8ЛЛТОУСТЛГО.

губишь сѳбя. Но что жѳ прѳдпринять? Поставь говоритъ, дееятоначальнико&ь и пятьдесятоначальниковъ, а также стоначальникоеъ
818 и тисягценачальниковъ, чтобы дѣла, прѳвышающія силы десятоначальника, поступади къ пятьдесятоначальнику, а превосходяпця
способности послѣдняго переіодиля къ <жоначальн*лху, превышающія же силы стоначальника—къ тыеященачаяьнику, превышающія
силы этого — къ тебѣ и превышающія твои — къ Богу. Если,
говоритъ, случится какой-либо тяжкій глаголъ, то пусть додожатъ
ο немъ тебѣ. Бсди жѳ что-либо окажется не по силамъ и тебѣ,
то обратись съ этимъ къ Богу (Исх. хѵш, 18 — 28). Законодатедь,
будучи мудрымъ, принялъ мнѣніе частнаго лица; и это мнѣніе
стало закономъ и образонъ будущаго. Такъ какъ Іоеоръ, тѳсть
Моисея, былъ жрецъ идольскій, а потомъ осудилъ свое заблуждѳніе и позналъ истину, то и сдѣлался образомъ церкви изъ язычншсовъ: разумѣніе язычниковъ превзошдо нудрость закона, не потому, что оно было языческоѳ, а ііотому, что оно исправидось въ
лучшую сторону. Въ самомъ дѣдѣ, когда было принято мнѣніе
Іоѳора? Не въ то время, когда онъ былъ идольскимъ жрѳцомъ,
но послѣ того, какъ позналъ Бога. Когда увидѣлъ дѣда Божіи
и когда Моисѳй разсказалъ ѳму ο чудесахъ въ Египтѣ, оігь говоритъ: ныпѣ у&ѣдѣхъ (вотъ—раскаяніе!), яко веяикъ Господь Богъ
вашъ паче веѣхъ богоеъ (Исх. хѵш, 11). Итакъ, съ тѣхъ поръ, кавъ
познадъ истину, Іоѳоръ получилъ бдагодатный даръ подавать
добрый совѣтъ.
4. Но возвратимся къ вопросу, поддѳжащему обсужденію.
Тоть, кто учитъ, получилъ духа прѳмудрости, а кто учится, получилъ духа разумѣнія, чтобы пошшать преподаваѳмое. Поатому
Исаія пршшсываѳтъ говорящему мудрость, а слушающему-разумѣніе, и говоритъ: премудраю архитектона и разумнаго послушаг
теля (ш, 8). Духъ совѣта дается совѣтнику, духъ силы — тому,
кто прининаетъ совѣтъ. Совѣтникъ получаетъ благодатный
даръ сказать что-либо полезное, принимающій жѳ оовѣтъ получаѳтъ благодать исполнить то, что полезно. Духъ страха Божія.
Каждоѳ изъ втихъ благодатныхъ дарованій давадось ддя опредЬлѳнной надобности. Когда при Моисѳѣ въ пустынѣ строидась
скияія, то, безъ сомнѣнія, въ то время была нужда не въ учительскомъ дарѣ, а въ дарѣ зодчаго, какимъ образонъ приготовить виссонъ, гіацинтъ, багряницу, порфиру. Богъ сообщилъ
благодатный даръ—зодчѳскій, даръ спшвать и ткать, плавнтъ
золото, обдѣлывать камни и соединять ихъ. Почѳму Богъ сообщилъ эти яскусства? Потому что Онъ созидадъ на земдѣ сквнію.
Скинія жѳ быда образомъ земли и нѳба. Нѳбо и земдю Богъ сотворилъ въ течѳніе шѳсти дней. Скинія устраивадась имѣющею