Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
880

ТВОРЕШЯ ОВ. ІОАШІЛ ЗЛАТОУСТА ГО.

гѵ, 18) и обѣтовавія, то есть бдагодатный даръ Духа. Итакъ,
вотъ—духъ вѣры, духъ обѣтованія. Бсли кто—кротокъ и смиренъ сердцемъ, тотъ получилъ даръ кротости. Послѣдній—Божіѳ
благодатное дарованіе. Объ ѳтонъ говорить Павелъ: аще и впадетъ нелойѣкъ еъ пѣкое прегрѣшеніе, вы духотіи исправляйте таковаго духомъ кротости (Галат. ѵі, 1), то есть, благодатнынъ дароиъ кротости. Блюдый, говоритъ Писаніѳ, себе, Ьа не и ты искухиенъ будеши (Галат. ѵі, 1). Вотъ —- духъ кротости. Иному дается
освященіе души и тѣла, и оно называѳтся духомъ святости, подобно тому какъ говоритъ апостолъ: Павелъ рабъ Іиеусъ Христовъ^
званъ апостолъ, избранъ въ бяаговѣстіе Божге, ежй преоюде обѣща
пророки Своимщ по Духу святыни (Рим. ι, 1, 2, 4 ) . Онъ сказалъ
это въ обратномъ порядкѣ; смыслъ же его словъ—такой: Павелъ,
сдѣлавшійся апостоломъ по Духу святыни. Многіѳ, сдѣдуя первому изреченію, думали, что Павѳлъ говоритъ ο Сыаѣ Божіемъ,
предопрѳдѣленномъ по Духу святыни. Однако, на дѣлѣ—не тавъ.
Напротивъ, въ данномъ мѣстѣ говорится, что Паведъ былъ поставленъ въ апостола по Духу святыни. Когда былъ поставленъ?
По воскрѳсѳнін Іисуса Христа. Такъ какъ прочіе апостолы были
избраны до страданій Христовыхъ, а ояъ—послѣ Христова воскресенія, то поэтому и говорится: по Духу святыни. Скажу такжѳ
и другоѳ. Когда, во время святыхъ таинствъ, всѣ мы начинаеігь
говорить: Отче нашъ, иже еси на небесѣхъ (Матѳ. ѵі, 9 ) , то, значитъ, иы получили даръ: духа сыноположенія, то есть, благодатный даръ Святаго Духа. Духъ называѳтся духомъ ревности, каісъ
говоритъ Павелъ: понеже и вы ревнители есте духовомъ (1 Корѳ.
хіѵ, 12), то есть, имѣете ревность къ духовнымъ дарованіямъ.
Попеже ревннтели еете духовомъ, то есть, благодатншгь дарамъ.
И еще по превосхожденію путь вамъ показую (1 Корѳ. хп, 3 1 ) . Аще
языки человѣческими глаголю и апгемскими, -любвв же не гшамъ, ничтоже есмь (і Корѳ. х ш , 1, 2),—то есть, дюбовь важвѣѳ всякаго
благодатнаго дарованія.
8. Но возвратимся къ подлѳясащѳму обсуждевію вопросу.
Опять выступаѳтъ Исаія: вѣдь одинъ и тоть жѳ Ду?ъ говоритъ
устами всѣхъ. Поэтому, какъ Павѳлъ сказалъ ο духѣ жввни, духѣ
любви, духѣ силы, духѣ цѣломудрія, духѣ обѣтованія, духѣ вѣры,
духѣ кротости, духѣ сыноположенія, такъ иблаженный Исаія: изыдетъ говоритъ онъ, жезль изъ корене Іеесеова (Ис. χι, 1), то есть,
царскій — Спасителя. Жезломъ называетъ царскій зяакъ, какъ
говоритъ и Давидъ: жезлъ правости, жезлъ царстгія твоего (Псад.
хыѵ, 7). Изыдетъ жезлъ изъ корене Іессеова, и цептъ оть нѳго взыдетъ, и поніетъ на нежь Духъ Бооюгй (Ис. хі, 1, 2 ) .
Здѣсь—имя естѳства Самого Духа. Затѣмъ слѣдуютъ Его
у