Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
879

БВОѢДА Ο СВЯТОМЪ ДУХѢ.

Своего (Гадат. ιν, β). Итакъ, Ояъ ѳсть и Духъ Сына, и Духъ Того,
Кто воскресидъ Іисуса Христа. Посдушай самого Павда: аще ли
же духъ воекрееиоишго Іиеуса Христа оюиветъ еъ васъ (Рим. ѵ ш , 11).
Это — имена святой и непорочной Силы, святаго и достопокланяе- ѳіб
маго Духа. Бсть и другія имѳна, соотвѣтствующія нѳ ѳстѳству
Его, но дѣятѳдьности. Рѣчь — глубока, и ддя ѳя пониманія нужны
упга внимательныя, незнакомыя съ колебаніями и исполнѳнныя
вѣры. Д у г ь наэываѳтся Духомъ жизни, потому что Спаситѳдь
говоритъ: Азъ есмь иетина и октоть (Іоан. хгѵ, 6). Духъ называется Духомъ ясизни, подобно тому какъ и Паведъ говоритъ:
ваконъ δο Духа жизни (Ряи. ѵ ш , 2). Эти имена указываютъ ва
одво и то жѳ достоинство, на одно и то жѳ ѳстѳство. Есть и другія
ииена, которыя приписываются ве Святоку Духу, во силѣ, и дѣйствію Его, когда, напр., рѣчь вдетъ объ Его дарахъ. Я говорю, сначада раэъясвяя свою нысль, а послѣ приводя свидѣтѳльство.
Когда, по молвтванъ святыхъ, Духъ Святый даруѳтъ—или мнѣ,
или другоиу христіанину — освященіе и я получу даръ, такъ что
буду имѣть святоѳ тѣло и святую душу, то сообщѳнный мвѣ даръ
называется духомъ святости, то ѳсть, бдагодатвымъ даромъ. Если
Духъ Святый сообщить кому-либо, ве имѣющему ни мудрости,
ни вѣдѣнія, даръ: дастъ ему одву только вѣру, каковы, напр.,
многіе, обладающіе благодатными дарами, въ силу которыхъ они,
я ве зная Писаній, вѣрятъ въ нихъ,—то таковой даръ ваэываѳтся
духомъ вѣры. Если кто получитъ отъ Святаго Духа силу и даръ
вѣровать въ обѣтоваввыя блага, какія имѣютъ быть даны намъ
въ будущемъ вѣкѣ, то овъ пряиѳтъ духъ обѣтовавія. Если кто
получитъ даръ мудрости, то такой даръ вааываѳтся духомъ мудрооти. И во всѣхъ случаяхъ благодатныя даровавія Духа называются духомъ. Къ нашинъ разъяснѳніянъ своихъ воззрѣній,
дѣлаемыиъ обраэно и отчасти, будь внинатѳленъ въ особенной
стѳпѳни. Итакъ, перейдемъ къ доказатѳльстваиъ. Когда кто-либо
имѣеть благодатный даръ любви, то говорятъ, что онъ имѣетъ духъ
любви. Когда кто-либо получить благодатвый даръ мучѳничества, то говорятъ, что онъ имѣетъ духъ силы, т. е. благодатный
даръ. Такъ какъ то, что даруется, ѳсть Духъ Святый, то и даръ
называется тѣмъ жѳ санымъ имѳнемъ, какимъ — Тоть, Кто его
даетъ. Поэтому Павѳлъ говоритъ: не пріяете δο духа работы паки
оъ боюнь, но пріяете духа синоположенія (Рим. ѵ ш , 15). И опять:
не бо даде намъ духа страха, но духа еили и любве и цѣломудрія
(2 Тимѳ.
7). Духомъ жѳ здѣсь называѳть благодатный даръ,
какъ и въ тонъ случаѣ, когда говоритъ: вы жѳ знаменастеся духомъ обѣтованія сеятъшъ (Ефес. і, 13). Гдѣ написано ο Духѣ обѣтованія? Павѳлъ говоритъ: имуще же тоПже духъ оѣры (2 Корѳ.
у