Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
86 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТ0ТСТАГ0. ренну паче меча обоюду остра (Прит. ѵ, 3 — 4). Тоже бываетъ и съ
тѣми, которые берутъ взаймы. Когда нуждающійся принимаетъ
деньги, то получаетъ нѣкоторое малое и временное утѣшеніе; но
послѣ, когда приращеніе увеличится и бремя сдѣлается выше
силъ, то эта пріятность, услаждавшая гортань, сдѣлается горче
желчи и острѣе меча обоюдуостраго, когда онъ принужденъ бу¬
детъ вдругъ лишиться всего отцовскаго достоянія. 2. Отъ чувственнаго обратимъ рѣчь къ духовному. Пбдобаше
тебѣ вдати сребро Мое торжникомъ (Матѳ, ххѵ, 27), сказалъ Го¬
сподь, называя торговцами серебра васъ, слушающихъ эти слова.
Для чего же Боіъ назвалъ васъ торговцами? Для того, чтобы на¬
учить всѣхъ прилагать такое же усердіе къ изслѣдованію ска¬
заннаго, какое тѣ оказываютъ при разсматриваніи принимаемыхъ
монетъ. Какъ торговцы отвергаютъ подложную и поддѣльную мо¬
нету, а настоящую и истинную принимаютъ, отличая неподлинную
отъ подлинной, такъ поступай и ты: не всякое слово принимай,
но неправильное и худое отвергай отъ себя, а здравое и спаситель¬
ное слагай въ душѣ. Есть, дѣйствительно есть и у тебя вѣсы и
39 безмѣнъ, сдѣланные не изъ мѣди и желѣза, но состоящіе изъ
чистоты и вѣры; при помощи ихъ и изслѣдуй всякое слово. По¬
тому и сказано: будьте искусными торжниками, — не съ тѣмъ,
чтобы вы, стоя на площади, пересчитывали серебро, но чтобы вы
изслѣдывали слова со всякимъ тщаніемъ. Потому и апостолъ Па¬
велъ говорить: вся искушайте, но добрая только держите (1 Сол. ѵ,
20). И не потому только Онъ назвалъ васъ торговцами, что вы должны
изслѣдовать, но и потому, что вы должны употреблять получаемое
въ дѣло. Если бы и торговцы, получивъ деньги, только за¬
перли ихъ дома и не передавали другимъ, то прекратилась бы
вся ихъ торговля; точно то же бываетъ и съ слушателями. Если
ты, принявъ ученіе, удержишь его у себя и не передашь другимъ,
то весь твой трудъ погибнетъ. Поэтому мы видимъ ихъ на тор¬
жищахъ каждый день входящими и выходящими. Тоже пусть бу¬
детъ и СЪ' ученіемъ. Между торговцами мы видимъ, какъ одни
отдаютъ деньги, другіе тотчасъ принимаютъ и уходятъ, и это
можно видѣть всякій день; отчего, хотя иные и не имѣютъ у себя
собственныхъ денегъ, но, пользуясь надлежащимъ образомъ чу¬
жими, пріобрѣтаютъ для себя великую выгоду. Такъ поступай и
ты. Эти изреченія не твои, а Духа Святаго; но если ты сдѣлаешь
изъ нихъ доброе употребленіе, то получишь себѣ великую духов¬
ную пользу. Потому Богъ и назвалъ васъ торговцами. А почему
ученіе Онъ назвалъ серебромъ? Потому, что какъ серебро имѣ¬
етъ на себѣ отпечатаннымъ царскій образъ,—если оно не имѣетъ
его, то не есть подлинное серебро, а называется поддѣльнымъ,—