Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
878

ТВОРЕШЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТОУОТАГО.

Который — оть Отца. Исаія отъ лица Христова свидѣтедьствуетъ
ο ДугЬ Господнеиъ: Духъ Господень на мнѣ, егоже ради помазамя
(Ис. L H , 1). И Павелъ: Гоеподь оюе Духъ есть, α ндѣже Духъ
Господень, ту евобода (2 Корѳ. ш , 17). Если гдѣ присутствувтъ Духъ
и ѳсди поѳтому тамъ—свобода, то ужелн Онъ— рабъ? Если тѣгь,
на кого Онъ нисходитъ, Духъ Святый освобождаетъ оть ига рабства и даруѳтъ имъ свободу, то какимъ образомъ Онъ — рабъ?
Какюгь образомъ Онъ даруетъ то, чего не имѣетъ? Какимъ
образомъ, Самъ будучи рабомъ, освобождаѳтъ другихъ? Раавѣ ты
нѳ слышалъ, что говорить Паведъ: закопъ бо Ьуха жизни ο Хрисмѣ
Іиеуеѣ свободилъ мя ыть (Рим. ѵш, 2)? Ужѳди освобоасдаетъ рабовъ Духъ, не ииѣющШ въ Своемъ естѳствѣ эденента свободы?
Вѣдь, есди Онъ сотворенъ и порабощѳнъ, то не дѣлаетъ никого
свободнымъ.
2. Да не обманутъ васъ своими уловками еретики. Я нв говорю, что Духъ—рабъ, не говорю и того, что Онъ—тварь. Это—
новая ѳресь. Угрожаѳтъ опасность ввѳденія еретиками трегь начадъ: нѳсозданяаго, сотвореннаго и нного, которое не знаю, какъ н
наэвать. Духъ Божій, Духъ, Который—отъ Бога, Духъ Отца, Духъ,
Который—отъ Отца исходитъ, Духъ Господень, Духъ Сына. Апостодъ говоритъ: и понеже есте сыноое, посла Богъ Духа Сына Сеоего $ъ еердца ваша, вопіюща: Авва Отче (Гадат. іѵ, 6 ) . Видищь, Онъ
названъ Духомъ Сына. Въ друтомъ, въ свою очѳредь, мѣстѣ
Павелъ называетъ Его Духомъ Христовымъ: вы же нѣете во плотщ
но въ дусѣ, понеоюе Духъ
Христсвъ живетъ оъ вась (Рим. ѵ ш , 9).
Прошу, обрати вниманіе на вто святое спдѳтешѳ. Паведъ выводить на сцѳну какъ бы нѣхоторую святую и живую вервь изъ
сплетеннаго втроѳ могущѳства, соединяя нераздѣлимое естѳсгво
и различными теанаміт указывая на ѳдиную снду. Вы ясе, говоритъ апостолъ, нѣете ео плоти, но еъ дусѣ. Воть—Духъ. Понеже
Духъ
Божій оюиееть еъ ваеъ. Вотъ—Духъ Божій. Аще же кто
Духа Христова не шшть (Римд. ѵш, 9 ) . . . И, конѳчно, наддежадо
бы скааать: Аще же кто Духа Боясія не имать; но сказадъ: Духа
Христова. Апостолъ скавалъ: Духъ
Божій и присоедшилъ: Духъ
Христоеъ. Аще же кто Духа
Хрілстоеа не имать, еей Нѣсть Егоеъ
(Рим. ѵ ш , 9 ) . Апостодъ сказадъ это ддя того, чтобъ повагахь,
что ѳсли—Духъ, то и Христосъ, что одно и тоже ѳсть: Христосъ
присутствуѳтъ и Духъ присутствуетъ, и что одно и то жѳ скааать:
Духъ Божій и Духъ Христовъ. Поэтому Духъ Святый ѳсагь Духъ
истины, подобно тому какъ можно быдо бы назвать Его и Духокъ Сына, потому что Спаситедь говоритъ: А$ъ есмь иетшш
(Іоан. хіѵ, β). Духъ Святый нааываѳтся Духомъ истины, Который
ѳсть Духъ Сына, какъ говоритъ Паведъ: поела Боѵь Духа
Сына