Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
877

ВЕСѢДА 0 СВЯТОМЪ ДУХЪ.

что возглаголете. Не ѳы бо будете глаголюціи, но Духъ Отца ваишо
глаголяй еъ васъ (Матѳ. х, 19, 20). Подобдо тому, какъ, сказавъ:
„ Д у г ь Божій," Писаніѳ присоединидо: ИжеотъБога,— такъ же,
въ свою очередь, Духъ названъ и Духомъ Отца. Α чтобы ты не
подумалъ, что Онъ называѳтся такъ въ виду Его содружества съ
Отцѳмъ, Спаситель рѣшительно говоритъ: егда же пріидетъ Утѣшгтельу Духъ истины, иже отъ Отца исхбдгтъ (Іоан. хѵ, 26). Тамъ
говорится; „отъ Б о г а , a здѣсь: „отъ Отца . Что имѳнно пришісалъ Господь Себѣ Самому: Азъ отъ Отца шидохъ (Іоан. хѵі, 28,
27), это же приписываѳтъ и Святому Духу, говоря: иже отъ Отца
исходитъ. Итакъ, Духъ ѳсть Духъ Божій и Духъ отъ Бога Отца,
и Онъ исходитъ отъ Отца. Что значитъ: „исходитъ"? Нѳ сказалъ:
„рождается". Чѳго не ваписано, ο томъ нѳ должно и разсуждать.
Сынъ рожденъ отъ Отца, а Духъ исходитъ отъ Отца.
Ты раавѣдываешь отъ ьсеня вообщѳ ο различіи, какимъ образонъ Тотъ рождается, а Этотъ исходитъ? Что же? Узнавъ, что
Сынъ рожденъ, ты узнадъ и объ образѣ Его происхожденія. И,
когда ты слышишь, что проповѣдуѳтся Сынъ, ты съ тѣнъ вмѣстѣ постигавшь и образъ Его рожденія. Имѳна—то, что почитаѳтся
вѣрою и блюдѳтся благочестивою ныслію. Какой же сныслъ слова:
„исходигь"? Чтобы избѣжать имѳни: „рождѳше" и чтобы не назвать Духа Сывомъ, Писаніѳ говоритъ ο Святомъ Духѣ: ио/се отъ
Отца исходьтъ. Ово называѳтъ Его исходящимъ, подобво тому
какъ вода бьѳтъ ключемъ изъ зѳмли. Какъ сказано ο раѣ: рѣка
же иеходитъ изъ Едвма (Быт. п, 10), такъ исходитъ и истѳкаѳтъ
Духъ. Отѳцъ называется источншсомъ еоды живы, какъ объ этомъ ѳіг>
говорить пророкъ Іеремія: ужасеея пебо ο семъ и вострепета попремногу земля. Деа бо зла сотворииш людіе мои: Мене оставиша
источпика еоды жи$ы (Іерѳи. п, 12, 13). Божѳствѳнноѳ сдово, опредѣляя Отца —какъ источвикъ еоды жмы, говоритъ объ исходящей изъ источника жизвв живой водѣ: иже отъ Отца исходитъ
(Іоан. хѵ 26). Что исходитъ? Духъ Святый. Какимъ образонъ?
Какъ вода изъ всточника. Но почему Святый Духъ называется
водою? Спаситѳль говоритъ: вѣруяй еъ Мя, якоже рече Писаніе,
рѣки отъ чрева его истекутъ еоди жиеы (Іоан. ѵп, 38). Прѳдлагая
объясненіе касательно зтой воды, евангѳлистъ присоѳдияяѳтъ:
еіе же рече ο Дусѣ, Егоже хотяху пршмати вѣрующги во имя Его
( — 8 9 ) . Итакъ, если ѳвангелистъ Іоанвъ, давая объясненіе относитедьно Духа Святаго, вазвалъ Его жтт водою, а Отецъ говоритъ: Мене оетавиша источника еоды жиеы, το, слѣдовательно,
Отецъ—источникъ Духа; поэтому Духъ отъ Отца и исходитъ.
Олѣдовательво —повторяю — Духъ Святый яазываѳтся Духомъ Божіииъ и Духомъ, Который —отъ Бога, Духомъ Отца и Духомъ,
а

у

а