Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ТВОРВНІЯ ОВ. ІОАННА 8ЛАТОУОТАГО.

Весѣда ο Святомъ Духѣ.
1. Христолюбивые! Вчера нами прославлялось пришѳствіе
святаго и достопокланяѳмаго Духа, чѳствуемое не въ силу чедовѣческихъ измышлѳній, но всдѣдствіе свидѣтельства со сторовы
Отчей силы. Слово Божіе узнается не изъ того, что иы мысдимъ
или говоримъ, но чрезъ то, чѣиъ ны бдистаемъ, и узнается благочестіе нашѳ, и возвѣщаѳтся истина. Одно только слово Божіе,
одно только наставлѳніе Святаго Духа служатъ и свѣтильникомъ
благочестія, и проповѣдью боговѣдѣнія, и свѣтомъ божѳствѳннаго
ученія. Необходимо подольшѳ остановиться на повѣствованіи ο
Овятомъ и достопокланяѳмомъ Духѣ и яснѣѳ сказать что-либо
ο святоиъ и славномъ Его могуществѣ. Опять — восподьзуемся
тѣми же самыми словами, что и прежде—буденъ говорить ο Святонъ Духѣ не на основаніи того, что мы сами мыслимъ, но на
основаніи того, чѳиу научаемся, чему ο Неиъ учатъ насъ божествѳнныя слова, лучшѳ же сказать: на основаніи того, что Самъ
Онъ возвѣщаѳтъ ο Сѳбѣ, говоритъ устами пророковъ, чрезъ апостоловъ сообщаетъ Свой лучъ; по естеству Своѳму Одъ нѳраздѣлимъ,
такъ какъ исходитъ отъ нераэдѣльной и недѣлимой природы.
Имя жѳ Его: Духъ Святый, Духъ истины, Духъ Боясій, Духъ
Господень, Духъ Отца, Духъ Сына, Духъ Христовъ. Такъ называеть Его Писаніѳ. Лучше жѳ сказать: Самъ сѳбя — и Духоиъ Божіимъ,и Духомъ, Который—отъ Бога.Α чтобы, у слышавъ наимѳнованіе
Духа Божіимъ, ны никогда нѳ подумали, что Онъ называется такъ
въ силу содружества съ Богомъ, Пнсаніѳ, говоря ο Духѣ Святомъ,
присоединяетъ: Божій, Который—отъ Бога. Одно значитъ сказать:
„Божій и другое сказать: „Который—отъ Бога. Божіи — небо и
земля, какъ созданныя Богомъ. Но ни ο чеиъ не говорится, что
оно — отъ Бога, кромѣ того, что происходитъ изъ Его с у щ н о с т
Духъ называѳтся Святымъ. Это—главнѣйшееи первое Его наимѳнованіе, заключающѳе въ себѣ наибодѣе выразительный смысдъ н
ві4 показывающѳѳ природу Святаго Духа. Святый Духъ, Духъ Божій.
Кто называетъ Его Духомъ Божіимъ? Послушай Спасителя: аще
ли же Азъ ο Дуеѣ Божіи гтонр бѣсы (Матѳ. хіі, 28). Духъ Божій.
Итакъ, чтобы,—какъ я сказалъ раньшѳ,—кто-лябо, усдышавъ ο
Духѣ Божіемъ,не подумалъ, что здѣсь обозначаѳтся нѣкоторое
содружѳство, а нѳ общность естѳства, Павѳдъ говоритъ: ми же не
духа мгра сего пріяхомъ, но Духа, ѵже отъ Бога (1 Кор. і і , 12).
Въ свою очередь, Духъ называѳтся Духомъ Отца, какъ объ этомъ
говоритъ Спаситель святыиъ апостоламъ: пе пецытеся, кахо или
8 1 3

а

а