Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
874

ТВОРЕНІЯ ОВ. ЮАННА 8ЛАТОУСТАГО.

и обращаетъ къ себѣ очи и упга всѣхъ для того, чтобы изливаеный на Христовыхъ учениковъ даръ свидѣтельствовалъ ο
Воскрѳсшѳмъ,—для того, чтобыгЬ, которыѳ не повѣрили Христову
воскресенію, вндѣли ввспосылаемыѳ съ небесъ дары,—и для
того, чтобы посылавшіеся вапечатать гробъ сдѣлались зрителями
нѳбѳсныхъ чудѳсъ. Итакъ, звукъ грома, оговь съ неба и божественная сила удостовѣряли явлѳніе Духа. Такимъ жѳ нѣкогда
образомъ колебалось плакя и на Синайской горѣ, и Моисей среди
огня выслушивалъ отъ Бога законы. Теперь устрѳмлялось иное—
отъ высшаго огня—пламя, спускавшееся ва головы апостоловъ.
Тотъ, Кто тогда воздвигъ Моисея для сообщевія ѳвреямъ закона,
тѳперь совѳршилъ сказанноѳ для спасѳнія народовъ. Поэтому къ
нынѣшнимъ чудесамъ и присоединѳно воспоминаніе ο чудесахъ
дрѳвняго времени. И снова посрѳдствующимъ началомъ служить
огонь, сходствомъ созѳрцаѳмаго доказывающій, что тотъ же самый
Богъ свидѣтальствуѳтъ ο Себѣ и настоящими чудесами. Въ видѣ
раздѣлѳнныхъ языковъ сообщается благодать для того, чтобы
сдѣлать принимающихъ ѳѳ учителями, чтобы, шѳствуя въ огнѣ,
они стали наставниками вселѳнной. Нѣкогда дерзновѳнвое столпотворѳніѳ было причиной раздѣленія дотолѣ одвой у всѣхъ
рѣчи и одного языка, и разногласіѳ языковъ положило конецъ
предпринятой противъ нѳбѳсъ войнѣ. Безчислвнныѳ языки произносили безчислѳнвые же звуки, не нѳ встрѣчали одинаковаго у
всѣхъ слуха, который понималъ бы все говоримое. Раздѣлевіѳ
языковъ повлѳкло за собою раздѣлѳніе и мысдей; разстроѳнный
яЬыкъ сковалъ руки строителѳй. Тепѳрь же благодать соѳдиннда
уста, раздѣлѳнныя языками, въ языкъ, понимаѳммй каждыиъ въ
отдѣльности, расширяя чрѳэъ ѳто границы ваставлевія и прокладывая нногіѳ пути вѣры. 0, необыкновѳнныя чудеса! Говорилъ апостолъ — и получалъ наставленіе индіецъ. Говорилъ еврей—и поучался варваръ. Прозвучала благодать — и слухъ воспринималъ
812 слово. Готы понимади рѣчь и еѳіопы—языкъ. ІІерсы удивлядись
говорившѳну и варварскіе народы быди укрѣпляемы одшшъ языкомъ. Сколь ішого плѳневъ заиѣчалось въ чѳловѣческомъ родѣ.
столь жѳ многими языками изобиловалаиблагодать. Раздѣдяемое
естѳство огня умножаѳтъ дѣятѳльность. Богатство благодати служитъ источникомъ свѣта. Опять, естѳство огая, возгораясь, не
уменьшаѳтся отъ этого; напротивъ, сообщеніе огня все новымъ и
новымъ прѳдмѳтанъ лишь усиливаетъ его; такъ и изліявіе благодати увѳличиваѳтъ ѳя волны. Одивъ свѣтидьншсъ возжигаеть безчисленноѳ нножѳство факѳловъ, и всѣ ови свѣтятъ ярко, одвахо,
сіяніе свѣта его не ослабѣваетъ: такъ и благодать Духа, пѳреходя съ однихъ на другихъ, наполняѳтъ собою и послѣднихъ, и