Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
872

ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА ЗЛАТОУСТАГО.

мрапезу еопроти&ъ стужающгшъ мнѣ\ умастилъ еси елеомъ глаеу
мою, и чаша Тбоя упоявающи мя, яко державна. И милость Івоя
пооюенетъ мя вся дни живота моего (Псал. ххи, 5 — 6). Тогь, кто
пьетъ изъ этой чаши, трезвенъ бываетъ во Христѣ, неразумнымъ
жѳ людямъ кажѳтся пьянымъ, такъ какъ думаетъ ο томъ, что —
Спасителево. Эту чашу и памъ изъ Своѳй крови растаорилъ
Господь Христосъ, и многихъ вмѣстѣ съ нами призвадъ въ качѳствѣ участниковъ Своѳго пира, собралъ безчисленныхъ евангельгкііхъ рыбъ, наполнилъ сѣть Петра, и произошло нѳобыкновенное
для послѣдняго зрѣлище: буря сдѣлала его рыбную ловдю бодѣе
блнстатѳльною. I I кого не уловилъ убѣжденіями, тѣхъ поймадъ
страхомъ, такъ какъ его ловлѣ содѣйствовало сіяніе молніи. Однако, никто да не вмѣнитъ этого новому стаду въ безчестіѳ, если
овцы его были уловлены при помощи молнія, такъ каісъ Христосъ
обыкновенно чрезъ посредство послѣднѳй обуздываетъ непокорныхъ молодыхъ „коней." И кто знаетъ ο призваніи блаженнаго
Павла, тотъ радуѳтся, призванный вмѣстѣ съ нимъ, и, въ молніи
узрѣвъ Владыку Христа, становится Христовымъ учѳникомъ. Бму
слава во вѣки вѣковъ. Аминь.

На святую Пятидесятницу.
СЛОВО ТРЕТЬЕ.
809

Нѳ позволяетъ мнѣ бояться бѣдвости своего языка та благодать, которая сегодня роздала язнки, которая поставила необразованныхъ людѳй учитѳлями міра, которая избрала рыбарей въ
ораторы, а мудрецовъ ніра посрамила въ ихъ повѳрхяостяой мудрости. И по какой другой прнчинѣ тодпы людѳй, зараженныя
идолослужѳніемъ, устремились къ благочѳстію? Почему онѣ забыли ο рабствѣ дѳионамъ—этимъ многочисленнымъ ихъ господамъ? Почему нѳзначительное число учѳниковъ могдо состязаться
противъ полчищъ людей, а вмѣстѣ съ ними и демоновъ, еслибъ
оно нѳ было вооружено огнемъ Божества? Сѳгодня излились, при
посредствѣ огяя, источники благодати, и пламя, устрѳмдяющѳеся
при дуновеніи вѣтра, сообщаетъ даръ Духа. Извѣщая Своихъ
учѳниковъ объ ѳтой благодати, Христосъ говорилъ: не остамю
васъ сиры (Іоан. хгѵ% 18): Отецъ посылаетъ вамъ иного Утѣпгателя.
Восшествіѳ Господне на небо служитъ ручательствомъ сошѳствія
оттуда Луха. Надлежало принявшимъ Іисуса получить тавжѳ и
Духа, для того чтобы дѣло боговѣдѣнія въ нихъ достигало всв бодѣѳ
и болѣе совершѳнной стѳпени. Итаюь, Іисусъ, воспріявъ чѳловѣческоѳ естество и видъ, сродный съ нашимъ, возставилъ людей