Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
874 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТОУСТАГО. и обращаетъ въ себѣ очи и уши всѣхъ для того, чтобы изли¬
ваемый на Христовыхъ учениковъ даръ свидѣтельствовалъ о
Воскресшемъ,—для того, чтобы тѣ, которые не повѣрили Христову
воскресенію, видѣли ниспосылаемые съ небесъ дары,—и для
того, чтобы посылавшіеся вапечатать гробъ сдѣлались зрителями
небесныхъ чудесъ. Итакъ, звукъ грома, огонь съ неба и боже¬
ственная сила удостовѣряли явленіе Духа. Такимъ же нѣкогда
образомъ колебалось пламя и на Синайской горѣ, н Моисей среди
огня выслушивалъ отъ Бога законы. Теперь устремлялось иное—
отъ высшаго огня—пламя, спускавшееся на головы апостоловъ.
Тотъ, Кто тогда воздвигъ Моисея для сообщенія евреямъ закона,
теперь совершилъ сказанное для спасенія народовъ. Поэтому къ
нынѣшнимъ чудесамъ и присоединено воспоминаніе о чудесахъ
древняго времени. И снова посредствующимъ началомъ служить
огонь, сходствомъ созерцаемаго доказывающій, что тотъ же самый
Богъ свидѣтельствуетъ о Себѣ и настоящими чудесами. Въ видѣ
раздѣленныхъ языковъ сообщается благодать для того, чтобы
сдѣлать принимающихъ ее учителями, чтобы, шествуя въ огнѣ,
они стали наставниками вселенной. Нѣкогда дерзновенное стол¬
потвореніе было причиной раздѣленія дотолѣ одной у всѣхъ
рѣчи и одного языка, и разногласіе языковъ положило конецъ
предпринятой противъ небесъ войнѣ. Безчисленные явыки произ¬
носили безчисленные же звуки, не не встрѣчали одинаковаго у
всѣхъ слуха, который понималъ бы все говоримое. Раздѣленіе
языковъ повлекло за собою раздѣленіе и мыслей; разстроенный
яѣыкъ сковалъ руки строителей. Теперь же благодать соединила
уста, раздѣленныя языками, въ языкъ, понимаемый каждымъ въ
отдѣльности, расширяя чревъ это границы наставленія и проклады¬
вая многіе пути вѣры. О, необыкновенныя чудеса! Говорилъ апо¬
столъ— и получалъ наставленіе индіецъ. Говорилъ еврей—и по¬
учался варваръ. Прозвучала благодать —и слухъ воспринималъ
8із слово. Готы понимали рѣчь и ѳѳіопы—языкъ. Персы удивлялись
говорившему и варварскіе народы были укрѣпляемы однимъ язы¬
комъ. Сколь много племенъ замѣчалось въ человѣческомъ родѣ,
столь же многими языками изобиловала н благодать. Раздѣляемое
естество огня умножаетъ дѣятельность. Богатство благодати слу¬
житъ источникомъ свѣта. Опять, естество огня, возгораясь, не
уменьшается отъ этого; напротивъ, сообщеніе огня все новымъ и
новымъ предметамъ лишь усиливаетъ его; такъ и изліяніе благо¬
дати увеличиваетъ ея волны. Одинъ свѣтильникъ возжигаетъ без¬
численное множество факеловъ, и всѣ они свѣтятъ ярко, однако,
сіяніе свѣта его не ослабѣваетъ: такъ и благодать Духа, пере¬
ходя съ однихъ на другихъ, наполняетъ собою и послѣднихъ, и і