Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
870

ТВОРЕНІЯ GB. ЮАННА 8ЛАТ07СТАГ0.

измѣненія ихъ языка, и чтобы въ безразсудствѣ своихъ намѣреній они убѣдились изъ ихъ рѣчи, когда говорящій въ сущности
ничего не говорилъ, а слушающій не понималъ, такъ что напрасно
тратилось врѳмя. Какая для тебя выгода въ высокомѣріи? Какой
конецъ горделиваго дѣла? Зачѣмъ силгапься схватить неуловимое? Къ чему стараешься похитить нѳбо, когда ты нѳдостоинъ
пользоваться дажѳ и зѳмлѳю? Зачѣмъ говоришь ο томъ, что
вверху—на небѣ, когда не понимаѳшь рѣчи дажѳ своѳго сосѣда?
Раздѣляю у тѳбя языкъ и полагаю конѳцъ дѣлу, нѳ потому, что
боюсь твоего восхожденія, и не потому, что опасаюсь за Свое царство, но потому, что Я озабочѳнъ твоимъ напраснымъ трудомъ
и такимъ жѳ утомленіемъ. Обыкновѳнно возвышаютъ къ нѳбу не
зданіе изъ камнѳй и не башня, сооруяеаемая множѳствомъ рукъ,
но колѳсницы боговѣдѣнія, кони правды, жизнь, которая чшце
свѣта, и крылья добродѣтели,—вотъ что возводитъ на тотъ путь.
Благодаря мудрому и вмѣстѣ съ тѣмъ чѳловѣколюбивому управленію Божію, раздѣлѳніѳ языковъ положило конецъ дерзости тѣхъ
строителей. Что Богъ взялъ отъ тѣхъ, какъ дурныхъ людей, то
даровалъ апостоламъ, какъ людямъ добродѣтельныиъ. Чрезъ посредство языка наказавъ нѳчѳстивыхъ, при помощи того жѳ орудія прославилъ святыхъ. Слуяситѳли сдова принимаютъ образы ѳго,
имѣя пользоваться благодатію не въ гордѳливыхъ цѣляхъ, но получая втотъ даръ для пользы (ближняхъ). Надлежало вѣдь наставникамъ вселѳнной знать и языки ѳя. Бѳзсиленъ тоть учитель, котораго
не понинають учѳники. Лица, которымъ были ввѣрѳны стодь великія
таинства, необходимо преждѳ всего получили даръ знанія языковъ.
Никто не можетъ посвящать въ таинства того, кто предваритѳльно
не увѣровалъ во Христа. Но никто нѳ увѣруетъ, ѳсли преждѳ не
поймѳтъ того, чтд ему говорится. Съ этого и начала благодать
Духа и поэтому преждѳ всего совершила чудо, касающееся язы309 ковъ. Во бсю землю изыде вѣщаніе ихъ (Псал. хѵш, 5). Надлѳжадо
овладѣть вселѳнною, надлежало распространиться тщанію ихъ по
всѣмъ предѣламъ земли, наддѳжало имъ не оставить никого безъ
наученія π безъ наставленія. Яѳигиася въ образѣ огня раздѣлет
языцы. Языки апостоловъ должны были дѣйствовать — на подобіе
огдя и обнаруживать двоякое ихъ употребленіѳ: попалять діавода
и просвѣщать сидящихъ во тьмѣ. Обрати вшшаніе на то, что для
вѣрныхъ огодь—нѣжнѣѳ елея; замѣть, что для діавола языкъ —
страпшѣе всякаго огня; посмотри, какъ языкъ сожигаетъ терніе
нечѳстія и орошаетъ нивы благочестія; занѣть, что двѣнадцать
учениковъ наставлены однямъ Учитѳлемъ, что двѣнадцать военачальниковъ поставлѳны однимъ Царѳмъ, что двѣнадцать блѳстящихъ свѣтялъ возсіяваютъ изъ одной вершины, что двѣнадцать