Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
На святую Пятидесятницу.
СЛОВО ВТОРОЕ.
Явилась благодать Духа, потому что истиненъ Тоть, Кто 807
обѣщалъ даръ Духа. Возвѣщавшійся Господомъ Христомъ Утѣшитель ужѳ пршпѳлъ, потому что не лживъ Тотъ, Который заранѣе открылъ намъ объ Бго пршпѳствіи; не рабъ прѳдсказывалъ
ο явлѳніи раба, но Господь возвѣщалъ ο Господѣ, обладающѳмъ
равною съ Нимъ чѳстью, и благій Учитѳль уступаетъ мѣсто такому жѳ Учитѳлю; лучшѳ жѳ сказать: съ соприсутствующимъ Онъ
присутствуѳть, съ восходящимъ восходитъ и съ нисходящимъ
нисходитъ. Благодать Троицы нѳраздѣлима: какъ не отсутствовалъ
восшѳдшій, такъ присутствовалъ и грядущій. Богъ Слово вознесся, какъ чѳловѣкъ, и, однако, присутствуетъ на землѣ; сошѳлъ
Утѣпштѳль и, тѣмъ не мѳнѣе, не покинулъ нѳбѳсъ, но царствуетъ
съ Отцѳмъ и оааряѳтъ землю; совершилъ домостроительство и
послалъ апостоламъ роды язшсовъ. Внезапно услышали сильный
шумъ, раздадся звукъ бурнаго вѣтра, и явлѳше Духа было подобно грамовому удару, потому что Духъ сошелъ на сыновъ грома.
И явишаея имъ раздѣлени язицы, яко огнепни (Дѣян. п, 3). То, что
было видно глазамъ, производило страхъ; а то, что совершилось,
было вождѳлѣнно; пламя приблиясалось, но нѳ жгло; огонь прикасался, но не воспламенялъ,—тотъ огонь, который даровалъ нѳбѳсную мудрость, который раздѣлялся на безчисдѳнное множество
языковъ, который заключалъ въ себѣ бѳзчисленные виды словъ,—
тотъ огонь, который научалъ рыбарей мудрости, который дѣлалъ
кожевника ораторомъ. Лучше ясѳ сказать: мудрецы нѳ могутъ быть
даже съ нини и сравниваемы. Первыѳ былн учителяни одного
только какого-либо народа, а послѣдніе (т. е. апостолы) сдѣлались наставникани всаленной. Мужъ—галилея&инъ говорилъ языкомъ мидянъ, зналъ по-парѳянски и не несвѣдущъ былъ въ
языкѣ эланитскомъ; въ своихъ устахъ онъ имѣлъ образы всякаго языка. Ни одинъ изъ слушатѳлей не считалъ его варваромъ;
никто изъ нвхъ ни уклонился оть слушанія его рѣчей, какъ непонятныхъ; напротивъ, его слушали, какъ гражданина всякаго
народа, какъ чѳловѣка, знакомаго съ языкомъ всей вселенной.
Въ атомъ случаѣ мы получили первый плодъ благочѳстія. При
построѳніи бапши языки народовъ были раздѣлены, и люди нѳ
понинали языка другъ друга. Надлѳжало, чтобъ единомысліе, т
проявлявшѳеся въ богопротивномъ замыслѣ, разстроилось вслѣдетвіѳ непониманія одними словъ другихъ,— чтобы люди, соединившіеея между собою на порочное дѣло, разошлись въ силу
ИЗДАВІЕ СПБ. ДУХ. ЛКАДЕМШ.

56*