Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
868

ТВОРЕШЯ ОВ. ЮАННА ЗЛАТОУСТАГО.

для того ли, чтобы показать Свою силу? Бслибъ никто не обнаруживалъ въ отношѳніи къ Цѳркви непріязненныхъ дѣйствій, то
могли бы сказать: если бы она подвѳргалась враясѳскимъ нападеніямъ, то была бы побѣждаѳма. Поэтому-то Онъ и дозволяетъ
врагамъ дѣлать на нее нападевія, чтобы побѣда достигалась ѳю
нѳ при полномъ отсутствіи ѳя нѳпріятелей. И не сказалъ: врата
адова не нападутъ на нѳе, но: пе одолѣютъ ей. Она будѳтъ подвергаться вражѳскимъ нападеніямъ, но не будѳтъ побѣждѳна.
Цѳрковь носится бурею по волнамъ, но не утопаѳтъ; обуреваѳтся,
но не скрываѳтся подъ водой; въ нѳѳ попадають стрѣлы, но не
причиняютъ ей ранъ; противъ нея дѣйствуютъ осадныя орудія,
но бапшя остаѳтся непоколѳбимою. Но зачѣмъ мнѣ говорить ο
Церкви? Рыбарь произнесъ одно только слово—и оно стоить, какъ
непоколебимая бапшя. Сколько тиранновъ дѣлали шшытку лишить ато слово всей его силы, но не успѣли въ своихъ намѣрево8 ніяхъ, потому что оно основано на камени. Вникни въ дѣдо! Тиранны, цари, діадемы, изощренные мѳчи, зубы дикихъ звѣрей,
уяеасы угрожающей смерти, раскаленныя рѣшетки, огнѳнныя печи!
И хотя діаволъ опустопгалъ свой колчанъ, но Цѳркви вреда не
принесъ. Почему? Врата адоеа ие одолпктъ ей. Сколь много съ
самаго начала было враговъ у Церквв? Но гдѣ враждовавшіе
противъ нея? Скрылись и прѳданы забвевію. Α Церковь процвѣтаетъ. Гдѣ Клавдій? Гдѣ Августъ? Гдѣ Нѳронъ? Гдѣ ТиверШ?
Это—одни голыя имена. Никто ο нихъ не помнить. Такъ какъ
они враждовали противъ Церкви, то чрезъ то исчезла и память
ο яихъ. Церковь же сіяетъ большѳ, вѳжѳли солнце. Куда бы ты
ни пошѳлъ: къ индійцамъ, къ маврамъ, къ брятанцамъ, во всю
вселенную, вездѣ найдешь: еъ паналѣ 6% Слоео (Іоанн. ι, 1), я
добродѣтельную жизнь. Преждѳ зтого врѳмеви дажѳ города былв
преисполнены нечестія; а тѳперь и пустывя всѳцѣдо провикнута
благочѳстіѳмъ. Рэныпѳ и царицы плясали: когда праздновался
день рожденія Ирода, пляса дщи Иродіадина (Матв. хгѵ, 6); теперь же
и слуясанка не жѳлаѳтъ этого дѣлать. До этого персы брали свовхъ
матерей себѣ въ жены, а тѳперь блюдутъ дѣвство. До этого времени готы умерщвляли своихъ отцовъ; теііѳрь же ови рѳвностно
проливаютъ свою кровь за благочестіе. Раньше были нѳчестивы
и частныя лица; а тѳперь благочестивы и цари, и вароды. Нынѣшній царь, снявъ съ себя діадѳму и взявъ крѳстъ, въ столь
ранпѳмъ возрастѣ обнаружилъ мудрость, достойную сѣдинъ, в въ
цѳркви забываетъ ο своѳмъ царскомъ достоинствѣ. В в ѣ цѳркви—
копья, а здѣсь — таинства; внѣ ѳя—щиты, а внутри — посвященіе въ таинства: Ѳѳодосія сынъ и отецъ Ѳеодосія. За все это воэблагодаримъ Бога; Ему слава и держава во вѣки вѣковъ. Амннь.