Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
867

ОЛОВО НА ПЯТИДЕСЯТНИЦУ I.

пустыня, города и всѣ предѣлы зѳмли, ужѳли ты питаѳшь надежду прѳодолѣть Цѳрковь? Конечно, ты нѳ въ силахъ сдѣлать
вто. Христосъ объявидъ: врата адова пе одолѣютъ ей (Матѳ. х п ,
18). Лѳгчѳ уничтожить нѳбо и погубить землю, нѳжѳли достигнуть того, чтобы въ какомъ-либо отношеніи пострадала Церковь.
Самъ Христосъ говоритъ: небо и земля мимоидетъ, словеса же Моя
не мимоидутъ (Матѳ. х и ѵ , 85). И естественно, потому что слово
Божіѳ могуществѳннѣе самого нѳба; вѣдь небо—дѣло слова. Богъ
сказалъ: да произойдѳтъ небо—и Бго слово стадо дѣломъ. Жизнь
природы потекла и ничто не препятствовало ѳй, такъ какъ Богъ
быдъ Владыкой природы, Который могъ и создать еѳ таковою, и
созданную измѣнить. Я , утвердившій нѳбеса, создалъ ее. Но нѳ
ради небесъ Я воспринялъ тѣло, чтобы ты понялъ, что Цѳрковь—
драгоцѣннѣѳ и неба, и ангѳловъ, и всякой твари. Поэтому небо и
земля лтмоидутъ, словеса же Моя не мгшоидутъ. Пусть прѳдстанѳтъ іудѳй, пусть явится и эллинъ. Если Господни слова — пустой звукъ, пусть они опровергнутъ ихъ. Если жѳ сказанноѳ—
истина, то да прѳклонятся прѳдъ Божіинъ могуществомъ. Христосъ сказалъ: небо и земля мимоидутъ, словееа же Моя не мимоидутъ. 0 какихъ Его словахъ здѣсь рѣчь? Привѳдѳмъ ихъ
и посмотримъ, не остались ли они праздными? Говорю это
нѳ потому, что одержимъ сомнѣніѳмъ, но заграждая уста еретику. Итакъ, небо и вемля мнмоидутъ, словеса аюе Моя пе мимоидутъ. Какія слова? Ты ееи Петръ, и на еемь камени еозижду церкоеь Мою, и ерата адоеа не одолѣютъ ей (Матѳ. х п , 18). На еемг
камени. Не сказалъ: на Пѳтрѣ, потому что онъ создалъ Свою Церковь нѳ на чѳдовѣкѣ, но на вѣрѣ. Что же зто была за вѣра? 2ы
еси Христосъ, Сьшъ Бага живаго ( — 1 6 ) . Церковь назвалъ скалою,
подвергающѳюся дѣйствію волнъ, но нѳ колеблющеюся. Церковь
испытываетъ искушѳнія, но не побѣждается ими. Итакъ, что значитъ: на камени? Исповѣданіе состоитъ въ словахъ. Вѣдь ты не
камни бросаешь? Не дерево? Не желѣзо? Нѣтъ, говоришь, здѣсь—
рѣчь нѳ ο такого рода зданіи, которое, изъ чего бы оно ни состояло, поддѳжитъ разрушѳнію отъ руки времѳни. Исповѣданія
же нѳ могутъ преодолѣть и демоны. Объ этомъ свидѣтельствуютъ
мученики, которыѳ не потеряли своей вѣры, хотя ихъ ребра скоб.
лились мечаии. 0, нѳвиданныя и чудѳсныя дѣла! Стѣна подкапывается—и, однако, сокровищѳ не похищается. Тѣло истощается—
и, однако, вѣра не умерщвляется. Таково могущѳство мучѳниковъ. На семъ камени еозиоюду церковь Мою, и врата адоеа не одолѣютъ ей. Обратвтѳ внииашѳ на точный смыслъ словъ. Врата
адоеа не одолѣютъ ей. Почему жѳ, говорятъ, Онъ нѳ препятствуетъ
искушеніямъ нападать на Церковь? Да, не препятствую, но не
ТВОРКТПЯ СВ.

ІОАННА ЗЛАТОУСТАГО.

56