Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
866

ТВОРМІІЯ СВ. ЮАННА ЗЛАТОУСТАГО.

βυβ тебя—путешествіе. Только нѳ потѳряй своей вѣры, зтого неубывающаго сокровшца,—вѣры, которая неистощима. Свидѣтедями
являются вотъ ѳти мучѳники. Такъ какъ они нѳ потѳряли своеіі
вѣры, то и по смѳрти они—могущѳственнѣе живыхъ людей. Для
того Я сталъ чѳловѣкомъ и воспринялъ плоть, чтобы содѣлать
вселенную Церковію. Для Бога весьиа вожделѣнна Цѳрковь, нѳ
стѣнами охрапяемая, но ограждаемая вѣрою. Ради этой Церкви
утвѳрждено нѳбо, излилось море, распростертъ воздухъ, основана
зѳмля, насажденъ рай, данъ эаконъ, посылались пророки, совершались чудеса, раздѣлялось и соединялось море, расторгалась и
снова принимала прѳжній видъ скала, падала манна и внѳзапно
пряготовлялась трапеза. Ради Церкви являдись пророкн, ради
нея ясѳ — апостолы. И къ чему мнѣ говорить многое? Ради Цѳркви сдѣлался чѳловѣкомъ Единородный Сынъ Божій, какъ объ
этомъ говоритъ Павелъ: Иже убо Своего Сына не пощадѣ (Рим.
ѵіи, 32). Богъ нѳ пощадилъ Своего Сына, чтобы пощадить Церісовь. Ради нея Онъ излилъ кровь Своего Сына. Эта кровь орошаетъ Дѳрковь; поэтому произрастенія послѣдней нѳ могуть засохнуть и не теряютъ своихъ листьѳвъ. Они не поддэжатъ нѳизбѣжнымъ условіямъ врѳмѳнъ года и не находятся въ зависимости отъ врѳмени вообще, такъ чтобы дѣтомъ ихъ листья зелѳпѣли, а зимой отпадали. Нѳ ѳстествѳнныя условія годовыхъ временъ здѣсь имѣютъ значѳніѳ, но бдагодать Духа воздѣлываетъ
Церковь; поэтому послѣдняя нѳразрушина. Однако, не то удивительно, что она неразрушима, но то, что нѳразрушнма, не смотря
на множѳство нападающихъ на нѳе враговъ. Сколь мноііе искони
враждовади противъ Церкви? Когда она была только что насаждѳна, многоѳ было противъ нея ириведено въ движеніѳ. Теперь,
конечно, по благодати Божіей и силѣ Духа цари благочѳстивы,
такжѳ и вожди, и вся вседендая исполнена вѣры; но въ начадѣ
н въ пѳрвую пору существовавія Цѳркви цари были преданы нечестію, полководцы также; въ втомъ смыслѣ издавалпсь повелѣнія правителѳй; горѣли жертвенники; всюду — дымъ и вапахъ
отъ сожигавшихся (языческихъ) жертвенныхъ животныхъ; воздухъ осквернялся, земля дѣдалась нѳчистою, демоны нѳистовствовали, діаволъ ликовалъ, отецъ умерщвлялъ сына, сынъ безчестилъ отца. Узы естествѳннаго родства распадались, но не благочестіѳ. Гдѣ теперь дерзнувшіе враждовать съ Цѳрковью? Когда
она была только что насаждѳна, и въ то время не повредили efl;
а когда коснулась нѳба, ужели ты надѣешься прѳододѣть еѳ?
Когда было одиннадцать апостоловъ, никто не препобѣдилъ ихъ;
но эти одиннадцать удовили столь много миріадъ дюдѳй какъ бы
сѣтями; теперь, когда прѳисполнѳны благочѳстія море, вселѳнвая,