Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
СЛОВО Н А П Я Т И Д В С Я Т Н И Ц У

I.

865

нашди мятѳжною и привѳли въ состояніѳ благочинія, не потрясая
копьями, не бросая стрѣлъ, не пуская въ дѣло пращи, не прибѣгая къ помощи дѳнежной силы и ораторскихъ рѣчѳй; но они
нѳ имѣли дажѳ одеждъ и были облечены только ѳо Христа; они
были бѣдшлш и въ то жѳ время богатыми: лишенные денѳгь, они
владѣли царствомъ; они были одиноки и въ то ясе время неодиноки: одиноки—потому что съ ними нѳ было людей, неодиноки
жѳ — потому что съ ними былъ ихъ Господь. Азъ еъ вами есть,
говорить Господь, до скончанія еѣка (Мате. ххѵш, 20). Они обошди всю всѳленную, какъ овцы среди волковъ. Кто видѣлъ, кто
слышалъ подобное? Господь говоритъ: посылаю васъ, яко ощы поередѣ волковъ (Матѳ. х, 16). Какой пастырь посылаѳтъ овецъ посредѣ волковъ? Напротивъ, когда пастырь видить волка, то собираетъ овѳцъ. Христосъ ясѳ сдѣлалъ обратное по сравненію съ
ѳтюсъ: послалъ овецъ къ волкамъ, и овцы не были пойманы дикими звѣрями, но сами волки стали кроткими, какъ овцы. И
чтобы тѣ нѳ говорили: мы—овцы, а Ты посылаешь насъ на съѣденіе волкамъ и въ пшцу дикимъ звѣрямъ, Онъ одшшъ словомъ
устранилъ такую ихъ мысль. Не сказалъ: „отправьтесь", потому
что, посылая ихъ, Онъ нѳ инѣлъ въ виду ихъ собствѳнной силы;
но сказалъ: ее Азъ посылаю васъ. Вы—немощны; за то силенъ посылающШ васъ. Кто — Ты? Я — Тоть, Который утвердилъ небо,
основалъ зѳмлю, излилъ море, Который пригвоздилъ ко крѳсту
направленное противъ васъ рукописаніе, отмѣнилъ ветхій законъ,
возвратилъ васъ въ дрѳвнеѳ отѳчество, — Тотъ, Который сокрушаю сильное и укрѣпляю слабое. Что могущественнѣе моря? Α
между тѣмъ малый пѳсокъ сдерживаетъ ѳго невыносимую силу.
Се Азъ посылаю васъ яко оецы посредѣ волковъ. Дикіѳ звѣри слуу

жатъ какъ бы стѣною для овецъ, чтобы послѣднія нѳ стяясали
себѣ спасенія бѣгствомъ. 0 , сила Пославшаго! Въ срединѣ—
овцы, а кругомъ — волки; но волки перемѣнились и сдѣлались
овцами, потому что они были волками не по природѣ своей, а по
своѳму произволѳнію. Се Азъ посылаю васъ. Что жѳ Ты повелѣваѳшь? Будгте

мудри, яко змія, и цѣлщ яко голубіе (Мѳ. х, 16).

Что значитъ: мудри, яко змія? Зігій, хотя бы получившій и безчисленныя раны, но сохранившій невредимого свою голову, здоровъ вѳсь. Такъ и ты, ѳсли врагъ пожелаѳть взять у тебя дѳньги,
отдай ѳму; отдай, хотя бы онъ отнималъ у тебя твои сокровпща
и дажѳ самую ясизнь; только сохрани свою вѣру. Будите мудри.
Пока сохраняѳтся вѣра, всѳ — весьма лѳгко. Ты нагимъ вышелъ
изъ чрѳва своей матери, нагимъ и уйдешь изъ этой жизни. Но
кто-нибудь отправить тебя въ ссылку? Господня земля, и исполненіе
ея (Псал. ххш, 1). Быть можѳтъ, ты умираѳшь? Но смерть для