Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
864

ТВОРЕШЯ

ОВ.

ІОАННА 8ЛАТ070ТАГ0.

еѣпецъ правды (—8). Хотя онъ былъ и одинъ, но сталъ всѣмъ
(т. ѳ., и сѣятѳлемъ, и зоцчимъ и проч.), подраясая своему Господу. И Господь нашъ, будучи единымъ по Своѳй сущности,
принималъ всевоэможные виды. Зачѣмъ всевозможныѳ? Ради нашѳго спасенія. Ты былъ вѣтвію, а Онъ сдѣлался корнѳмъ. Азъ
есмь лоэа, еы же рооюдіе (Іоанн. хѵ, 5. 1). Ты восхотЬлъ идти; Онъ
сталъ ддя тѳбя путѳмъ. Мпою аще кто внидетъ и изыдетъ, пажить обрящетъ (Іоан. х, 9). Ты сдѣлался овцою; Онъ сталъ ддя
тѳбя пастыремъ. Азъ есмь паетырь добрий; паетырь добрый дущ

евою полагаешъ ва оецы (Іоан. х, 11). Ты сдѣлался грѣшникомъ;
Онъ

сталъ для тѳбя огпцемъ Божшмъ, еземлющимь грѣхъ міра

(Іоан. і, 29). Ты захотѣлъ ѣсть; Онъ сдѣлался для тѳбя трапезой.
Ты пожѳлалъ пить; Онъ сдѣлался для тѳбя чашѳю. Ядый Мою
плоть и піяй Мою кровь во Мнѣ пребшаетъ, и Азъ еъ иемъ (Іоан.

п , 56). Ты захотѣлъ одѣться; Онъ сталъ для тѳбя одеждою.
Елицы бо ео Христа крестистеся, $о Христа облекостеся (Гал. ш,

27). Ты восхотЬлъ стать невѣстою; Онъ сдѣлался ддя тѳбя ясенихомъ. Имѣяй нееѣсту, женихъ есть (Іоан. ш, 29). Ты пожелалъ

выдти занужъ; Онъ сталъ для тѳбя нуясѳмъ. Обручиосъ Ьо васъ
единому мужу дѣеу чисту предетатти Хриетоои (2 Коре. хі, 2).

Ты былъ блудницѳю и сдѣлался дѣвою. 0, нѳслыханныя и нѳобыкновенныя дѣла! Въ мірской жизни бракъ нарушаетъ дѣвство;
въ духовной же области муясъ взялъ блудницу и содѣладъѳѳ
чествѣе дѣвы. Объясни, еретикъ, какимъ образомъ блудвица сдѣлалась дѣвою? Я не могу подробно изслѣдовать это, но твердо
вѣрю. Все же это совершила бдагодать Духа. Излилась благодать — и явишаея имъ раздѣлени языцы, яко огненни (Дѣяв. п, 3).

Нѳ огненни, но яко огненни. Всли — огонь, то почѳму нѳ горѣлв?
спрашиваетъ іудей. Лучше ясѳ я спрошу іудея: почему оговь ве
сожигалъ купину—сухое и удобосояшгаемое вѳщество? Что сильвѣе огня? Что ничтожнѣѳ купины? Однако, и дерево нѳ сгорало,
и огонь не угасалъ. И опять, какимъ образомъ огонь ве сжѳгь
тѣлъ трехъ отроковъ, но планя превратилось въ росу и угли оказались какъ бы розовымъ кустомъ? Было состязаніѳ между огнѳмъ
и тѣлани, и побѣда осталась на сторонѣ тѣлъ. То, что было мягче
воска, оказалось болѣе твердымъ, нежели желѣзо. Объяснв мвѣ
эти древнія событія. Но тѣ предшествовали вынѣпшвмъ, чтобы
люди тѳперь повѣрили истинѣ. Почему Святый Духъ нисходитъ
въ огнѣ? По причинѣ пылкости уна тѣхъ, которые приняли Его.
И не по этой только причинѣ, но и по той, что Духъ такъ же
уничтоясаѳтъ грѣхи, какъ огонь истрѳбляѳтъ тѳрноввикъ. Святой
нужъ былъ ввѳрясѳнъ въ ровъ, и загородилъ уста львоеъ. Рыбаря
обошли вселѳнную, вашли ѳѳ больною и воастановили ея здоровье;