Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
СЛОВО НА ПЯТИДЕСЯТПИЦУ I. 863 ее честнѣе дѣвы: нашелъ волхвовъ—и превратилъ въ еванге¬
листовъ; изгналъ порокъ—и ввелъ добродѣтель; принесъ Божію
благодать. Земля сдѣлалась небомъ. И чтб такое звѣзды по
сравненію съ апостолами? Звѣзды—на небѣ, апостолы—превыше
неба. Помышляйте о вышнихъ, идѣже есть Христосъ, одесную Бога
сѣдя (Колосс. іи, 1). Звѣзды—отъ чувственнаго огня; апостолы—
отъ огня духовнаго. Звѣзды сіяютъ ночью, а днемъ не видны;
апостолы же посылаютъ лучи своего свѣта и днемъ, и ночью.
Когда появляется солнце, звѣзды скрываются; апостолы же бле¬
щутъ своими лучами и въ то время, когда сіяетъ Солнце правды.
Звѣзды при воскресеніи упадутъ, какъ листья; апостолы же тогда
будутъ восхищены на облакахъ. Среди звѣздъ одна—вечерняя,
а другая — утренняя; среди же апостоловъ — ни одного „вечер¬
няго", но всѣ „утренніе". Поэтому апостолы блистательнѣе са¬
мыхъ звѣздъ; и не ошибся бы тотъ, кто назвалъ бы ихъ свѣти¬
лами вселенной, свѣтилами не тогда только, пока они жили, но
даже и теперь, когда они уже умерли. Благодать святыхъ мужей
не исчезаетъ съ ихъ смертью, не слабѣетъ съ ихъ кончиною, не
разрѣшается въ землю. Объ этомъ свидѣтельствуютъ самыя дѣла. Они (т. е., апостолы) были рыбарями, рыбарями они и умерли;
но сѣти ихъ дѣйствуютъ и ныпѣ, о чемъ свидѣтельствуетъ мно¬
жество ежедневно получающихъ спасеніе. Они были винограда¬
рями и, по ихъ смерти, виноградныя лозы доселѣ зеленѣютъ
своими листьями и обременены плодомъ. Они — и виноградари, и
рыбари, и столпы, и врачи, и военачальники, и учители. Столпы—
потому что поддерживали крышу вѣры; гавани—потому что они ьоі
уняли волны нечестія; кормчіе—потому что руководили вселен- .
ную на пути отъ земли къ небу; пастыри—потому что прогнали
волковъ и сохранили овецъ; виноградари—потому что вырвали
терніе и посѣяли сѣмена благочестія; врачи—потому что исцѣ¬
лили наши раны. А чтобы ты узналъ, что такія слова—не звукъ
только, я приведу въ примѣръ Павла, который совершилъ все
это. Хочешь видѣть его сѣятелемъ? Азъ насадитъ, Аполлосъ на¬
пои (1 Корѳ. ш, 6). Желаешь видѣть его зодчимъ? Яко премудръ
архитеюпонъ, основаніе положитъ (1 Корѳ. ш, 10). Желаешь ви¬
дѣть его борцомъ? Іако подвиваюся, не яко введутъ біяй (1 Корѳ.
іх, 26). Хочешь видѣть его воителемъ? Нѣсть наша брань про-
тиву крови и плоти (Ефес. п, 12). Хочешь видѣть его скорохо¬
домъ? Якоже ми отъ Іерусалима и окрестъ даже до Иллирика
иеполнити благовѣствованіе Божіе (Рим. хѵ, 19). Желаешь видѣть
вождемъ? Облетался въ броню вѣры. Желаешь видѣть его подвиж¬
никомъ? Подвигомъ добрымъ подвизахся (2 Тимѳ. гѵ, 7). Хочешь ви¬
дѣть его увѣнчаннымъ побѣдителемъ? Прочее убо соблюдается мнѣ