Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
82

ТВОРВШЯ ОВ. ІОЛННА ЗЛАТОУОТАГО.

95 проивноситъ приговоръ, не прежде допроса произноситъ приговоръ,
хотя грѣгь былъ очѳвиденъ, но что бы насъ, стоящигь внѣ,убѣдить, что онъ справѳдливо произвоситъ такой приговоръ, для этого
онъдѣлаетъ допросъ и говоритъ такъ: почто исполни еатана еердце
теое солгати Духу Святому, и упишти отъ цѣны свла? Сущее теб
пе твое ли бѣ? И продаппое не въ твоей ли власти бяше? Не человѣкомъ еолгалъ еси, но Богу (Дѣян. ѵ, 3, 4 ) . Что же тотъ, услышавъ
эти слова? Падъ из&ш (ст. 5). Видишь ли, что апоотолы имѣютъ
и нѳчъ? Когда ты услышишь слова Павла: надъ веѣми же мечь
духовный, иже есть глаголъ Бооюій (Ефѳс. ѵі, 16, 17), то вспомни объ
этомъ приговорѣ, при которомъ меча не было, но словонъ пораженный святотатецъ палъ. Видишь ли мѳчъ изощренный и обнаженный?
Здѣсь не было ни желѣза, ни рукояти, ни рукъ; но вмѣсто руки
языкъ, извлекающій слова вмѣсто неча, тотчасъ умертвилъ святотатца. Послѣ нѳго вошла жена, и апостолъ хотѣлъ дать ѳй случай къ оправданію и поводъ къ прощенію, почену оііять спрапшваетъ; рци мщ ахце на толщѣ село отдаета (Дѣян. ѵ, 8)?
Хотя онъ зналъ, что не за столько, но чтобы вопррсомъ довести
ее до раскаяніч и признанія во грѣхахъ, и чтобыдароватьей прощеніѳ, онъ спрапшваетъ ее;. она же и послѣ этого осталась
безстыдною, почему и понѳсла общѳѳ съ мужемъ наказаніе. Видишь ли силу —ввѳргать въ узы? Видишь ли, какъ они властны
посылать на смерть? Посмотрнмъ и на лучшее: какъ они освобождаютъ отъ смерти. Умерла Тавиѳа, ученица, отличавшаяся многлми дѣлами милосердія; и тотчасъ бѣгутъ къ апостоламъ, потому
что знали, что они имѣли власть надъ смертію и надъ жизнію,
видѣли въ нихъ горнюю власть, нисшедшую далу. Что жѳ <сдѣлалъ Петръ, пришедши туда? Тавиѳо, сказалъ онъ, востани (Дѣян.
іх, 40). Онъ не имѣлъ нужды ни въ чемъ, ни въ исполнителяхъ,
ші въ служителяхъ, но достаточно было словъ его для воскрешенія; смерть услышала его голосъ—и не могла удержать мертвую.
ВИДИІІІЬ ли, каковы были слова этихъ судей? Α слова внѣшнихъ
судей слабы: хотя бы кто-нибудь изъ йихъ й отдалъ приказаніе,
но если служитель не приведѳтъ этого въ исполненіе, то ііриказаніе остается тщетнымъ. Α здѣсь нѣтъ нужды въ служителяхъ:
онъ сказалъ—и тотчасъ исполнилось. Видишь ихъ узы, которые
служатъ знакомъ власти; видишь, какъ они отпускагогь грѣхи,
какъ разрѣшаютъ смѳрть, какъ возвращають къ жизни. Хочѳшь
ли узнать поясъ ихъ? Хрнстосъ послалъ ихъ препоясанными, нѳ
кожею, во истиною; это—поясъ святой и духовный, почѳму и сказано: препоясани чресла ваша астиною (Ефес. ѵі, 14); ѳто — власть
духовная, и потому она не требуѳтъ нгсчего чувственнаго: вея елава
г

дщере царевы внутрь (Псал. хыѵ, 14).