Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
858

ТВОРВНІЯ СВ. ІОАННА ЗЛАТОУСТАГО.

н иріширяющій насъ съ Богомъ дѳнь святого воскресенія Христа—
Бога нашего, когда, явившись къ обитателямъ ада, Ояъ сокрушилъ бѣчныя еереи, расторгяулъ узы, воскресъ изъмертвыхъ,
одержалъ побѣду надъ адомъ, совоскресилъ съ Собою находившихся въ послѣднѳмъ праведниковъ и, войдя къ Своимъ ученикамъ, даровалъ инъ какъ бы въ награду миръ. ІІоэтому
безъ всякаго съ чьей - либо стороны противорѣчія этотъ преславный день считаѳтся у вѣрныхъ матерью праздниковъ.
ІІятый праздникъ — святое вознесеніѳ Господне на небеса, ο
которомъ теперь и разсуждаѳмъ. Это праздпикъ — пятый изъ
числа остальныхъ, такъ какъ и самоо „вознесеніѳ" случилось
въ пятый день седмицы. Должны праздновать это событіе по
той причинѣ, что сѳгодня Христосъ возвелъ на небеса начатокъ нашей бренности, то ѳсть, плоть. Поэтому и апостолъ говорллъ: соеоскреси и спосади насъ на небеснихъ ео Христѣ Іисусѣ

(Ёфес. п, 6). Откуда виновникъ всякагозла и отѳцъ грЬха— діаволъ, изъ-за его чрезмѣрной гордости и нѳобычайной кичливостя,
былъ низвѳрженъ, тамъ на его мѣсто поставлѳнъ Христомъ, по
всликому Его человѣколюбію, чѳловѣкъ, изгнанный изъ рая
вслѣдствіе злѣйшаго діавольскаго совѣта. Итакъ, настоящій праздникъ является достойнымъ чести и духовнаго дпкованія. Α такь
какъ въ началѣ бѳсѣды мы упомянули ο седмерячноиъ числѣ
праздаиковъ, соотвѣтствующѳмъ количѳству дней міротворенія,
досѳлѣ же указали только пять праздниковъ, то необходимо сказать и ο двухъ остальныхъ и затѣмъ ужѳ вѳсти рѣчь ο подле^сащей обсуждѳнію исторіи (т. ѳ., нынѣпшяго празднества). Итакъ,
шестой изъ числа праздниковъ — шестой достохвальный дѳнь сошествія Святаго Духа, когда въ видѣ огнепныхъ языковъ Христомъ былъ посланъ съ небесъ святымъ апостоламъ даръ Святаго Духа, ожидавшійся ими, согласно Господню обѣтовавію. Этотъ
праздвшеъ названъ также и Пятидесятницѳю, вслѣдствіе исполненія* седми седмицъ (послѣ воскресѳнія Христова). И этотъ, конѳчно, праздникъ бѳзпрекословно являѳтся въ глазахъ благочестивыхъ христіанъ весьма великимъ. Седьмой празднлкъ — ожидаѳмый день воскресѳнія мертвыхъ; этою надеждою проникнуты
вѣрные; тогда человѣколюбивый и нелицепріятный Судія-Христосъ Богъ нашъ воздастъ каждому по егодѣламъ. Это — истинный покой, по поводу котораго и апостолъ Павелъ говорилъ:
пошщимся епиши во опый покой (Евр. гѵ, 11). Тогда будетъ вели-

чайшій праздникъ, преисполненный радости, веселія и ликованія,
для инѣющихъ наслѣдовать то, ихъ же око не еидѣ и ухо не слычиа
и па сердце чеяоеѣку пе взидогиа^ яже уготова Богъ любящимъ Его

(1 Корѳ. іі, 9 ) . Поэтому, возлюбленные, помолимся ο томъ, чтобы