Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
На Вознесеніе Господа иашего Іисуса Христа.

СЛОВО ЧЕТВЕРТОЕ.
Конечно, всякій праэдникъ, имѣющій своимъ прѳдметомъ
Христово домостроительство, радостенъ и веселитъ сердца вѣрныхъ; радостно также и сегодняпшѳѳ празднество. Почѳму оно
радостао, покажемъ въ дальнѣйшей своѳй рѣчй. Какъ написано,
Богъ совѳрпшлъ всѣ Свои дѣла въ шѳсть днѳй, а въ седьмой
почидъ (Быт. п, 2). Поэтому и въ поелѣдокъ днгй (Бвр. і, 2), соблаговодивъ вэышти и спасти погибшее и вочеловѣчивпшсь, Слово
Божіе такимъ же точно образомъ пѳредало намъ, соотвѣтственно
числу дней шротворѳнія, и праздники, имѣющіѳ своимъ предметомъ Его домостроительство. Итакъ, пѳрвый корень праадншсовъ
Христа—Его плотское отъ святой Дѣвы и Богородицы Маріи
послѣ аачатія чудѳсноѳ рождѳніе. Чѳрѳзъ послѣднее Христосъ
Богъ, првклоняющій нѳбѳса, явился на землю, чтобы спасти погнбшій міръ. При Христовомъ рождѳніи ангелы, явившись пастырямъ и объясняя необыкновенное ташство чуда, восклицади:
слава въ еышпихъ Богу, и на земли миръ, во человѣцѣхъ благоволеніе
(Лук. п, 14). Отсюда и справедливо рождѳство Христово названо
первшгь праздникомъ. Второй жѳ праздникъ—явленіе Христа
Бога нашего, когда, придя на Іорданъ^ Онъ показалъ всѣмъ людямъ снисхождѳніѳ нѳизрѳчѳннаго Своѳго благоутробія, и когда
бшгь слышанъ съ нѳба годосъ Отца, свидѣтельствовавшій ο Немъ:
сей есть Сынъ Мой вомюбленный, ο Немъ же благоеолихъ (Матѳ. ш,
17). Α такжѳ и .Дуіъ, сошѳдшій въ видѣ голубя, пребылъ на
Немъ такъ что въ одно мгновѳніѳ времѳни ясно явилась вся единосущная Троица. Достойнымъ Ея очѳвидцемъ былъ Господень
Предтѳча—Іоаннъ. 0 данномъ богоявленіи и блажѳнный апостолъ
Паведь говоритъ: явиея благодать Бооюія спасгтельная веѣмъ челоткамь (Тит. π, 11). Такъ какъ отсюда возникло спасѳніе всѣхъ
дюдей» то достойно и праздникъ называѳтся со стороны благочестивыгь весыса ведикимъ. Трѳтій изъ праздниковъ — святой, досточтимый и всѳчѳстный день спаситѳльнаго страданія Христа,
истиннаго Бога нашѳго, когда, плотію пригвождѳнный на крѳстѣ,
Онъ уничтожилъ вапись, которую вѳлъ противъ насъ грѣхъ, и
когда однимъ только словомъ ввѳлъ въ рай — за прѳсдушаніѳ изгнаннаго изъ него—Адама, такъ какъ Онъ говоритъ разбойнику:
днесь ео мною {удши въ раи (Лук. ххш 48). Посему и этотъ праздникъ является вѳсыса ведикимъ и въ преимущественной степѳни
таковымъ, потому что Павелъ сказадъ: пасха наша за ны пооюренъ
бисш Христосъ (1 Корѳ. ѵ, 7). Чѳтвѳртый праздникъ—прѳславный
9

9