Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
HA

B03HEGEHIR

ГОСПОДА

ПАШЕГО

ІИСУОА

ХРИСТА

III.

8">Г>

вамъ жизнь. Позтому уже и не бойтесь тиранна, но презирайтс
страхъ смерти, голодъ и скорбь, узы, темницу и бѣды. Этого
боится войско тиранна, которое разбито; изъ всѣхъ только Я
одішъ — побѣдоносный Царь, пострадавшій за васъ Своою плотію.
ІІтакъ Онъ—поистинѣ нѳпреодолимый и могущѳствѳнный Господь;
Онъ силѳнъ въ бранн; Онъ — Царь славы, мужествѳнно извѳдшій скованныхъ узниковъ и находившихся во гробахъ. Относитедьно Его говорилъ Давидъ: возшелъ на высоту, плѣнилг ееи
плѣпъ (Псал. ьхѵп, 19). Конечно, всякій христіанскій праздникъ—осужденіѳ діавола; а нынѣшній — въ особенности. Во всѣ
остальныѳ праздники проявляя свою злобу и нисколько не
успѣвая въ своихъ намѣрѳніяхъ, онъ всѳ-таки ликовалъ. Напримѣръ: когда Дѣва чудесно зачала, онъ ириписалъ причину
этого любодѣйному дѣянію; когда Она неизглаголанно родила,
сталъ клѳвѳтать, что Она — не дѣва; когда питающаго всякуго
тварь вскармливала Мать, тогда діаволъ внушилъ Ироду мысль
избить младенцввъ, надѣясь срѳди нихъ захватить нѳудѳржимаго;
поспѣшавшему ко крѳщенію приготовляѳтъ затѣмъ искушеніе;
когда Господь бесѣдовалъ съ іудеями, то, по дѣйствію діавола,
подвергался съ ихъ стороны злословію, а когда творилъ чудеса,
то, по діавольскимъ ясѳ навѣтамъ, іудеи пытались побить Его
камнями; діаволъ предпочелъ Ему убійцу и разбойннка; вмѣстѣ
съ распятымъ распялъ разбойниковъ; у погребеннаго запечаталъ
гробъ; когда Христосъ воскресъ, то діаволъ прѳвратно толковалъ
Его воскрѳсѳніѳ; а когда Господь возносился и шествовалъ на
нѳбѳса, то діаволъ ужѳ нѳ могъ сказать чѳго-либо, но въ еще
болыыѳй, чѣмъ прѳждѳ, степени изранилъ свою голову. Поэтому
сегодняшній праздникъ болѣе тягостенъ для діавола, чѣмъ
всякоѳ другое торжество, такъ какъ послѣдній видитъ, что
ангѳльское воинство—все и повсюду ликуетъ, что одни ангелы
сопутствуютъ Господу, а другіѳ шествуютъ впѳрѳди Его, иныѳ —
на встрѣчу Ему, нѣкоторыѳ, въ свою очѳредь, бесѣдуютъ съ ликомъ апостоловъ и говорятъ: мужіе Галилейстіи, что стоите
вряще па небо? Сей Іисусъ, возпееыйся отъ васъ на небо, такооюде
снова пріидетъ, имже образомъ видѣсте Ею идуща па пебо (Дѣян.

і, 11). Сей Іисусъ, показавшій множество знаменій. Итакъ, дѳнь
Господня вознѳсенія причинилъ діаволу, какъ сказапо, скорбь, а
вѣрнымъ—вѳселіѳ. Теперь возсіяла радостная весна и выросли
очароватедьные цвѣты; вѣтви ввноградника обременѳны плодами,
масличныя деревья цвѣтутъ, смоковницы уже произвѳли свои
плоды, и густѣйшія нивы приводятся въ движеніѳ зефиромъ, подражая пріятному колебанію морскихъ волнъ. Вслѣдствіѳ Господня
вознесеаія всѳ весѳлится вмѣстѣ съ намя. Позтому и я произ-