Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
854

ТВОРКШЯ СВ. ІОАЯНА ЗЛАТОУСТАГО.

На Вознесеніе Господа нашего Іисуса Христа.

СЛОВО ТРЕТЬЕ.
ІІредо мною открываѳтся блистательное церковноѳ зрѣлище,
возбуждающее не суѳтный смѣхъ у людей, а неистовую скорбь
у діавола. Онъ видитъ въ горнихъ тотъ корень, Который воскрешаѳтъ находящихся въ преисподнѳй мѳртвецовъ; онъ видитъ,
что на землѣ преданный нмъ на крѳстную смерть тепѳрь взираѳтъ съ неба; видитъ, что земля наполннлась ангелами; виднтъ,
что воздухъ необычно становится проходимымъ; видитъ, что небѳсныя силы выходятъ навстрѣчу и слышитъ, что однѣ изъ
нихъ говорятъ: возьмите врата князи ваша, и внидетъ Царь сяавы

(Псал. ххш, 7), а другія, въ свою очѳрвдь, встрѣчая и сопровождая Христа, восклицаютъ: Господь еиленъ еъ брапи ( — 8 ) . Въ
какой брапи? Въ той, которую Онъ прѳдпринялъ за насъ со всеобщимъ врагомъ. Послѣдняго не былъ въ состояніи прѳодолѣть
пикто изъ лгодой: ни изъ пророковъ, ни изъ праведниковъ. Всѣ
находились подъ тиранніѳю царствовавшѳй тогда смѳрти, пока не
явился Царь вѣковъ, который, связавъ сильнаго, взялъ ѳго оружіе.
И когда Господа пригвождали ко кресту, то силы небесныя были
прітведѳны этимъ въ изумлѳніѳ, вся тварь пришла въ смятеніе,
видя новое таинство и созѳрцая страшноѳ, происходившеѳ на
зѳмлѣ, зрѣлищѳ. 'іѳяля поколѳбалась, море пришло въ движеніѳ, взволновалась бездна, вся тварь пришла въ страхъ; ужаснулись свѣтила небѳсныя, солнцѳ и луна обратились въ бѣгство,
звѣзды помѳркли, день не устоялъ; послѣ того, какъ разорвалась
въ храмѣ завѣса, устрашенный ангѳлъ улетѣдъ оттуда; мракъ
наполнилъ зѳмлю; стихіи отступились отъ своѳго порядка, дѳнь
измѣнился. Видя своего Господа и Творца висящимъ на дрѳвлѣ,
творенія нѳ иогли перенести этого. Тогда адъ подвергся разрушѳнію,
врата ѳго сокрушились и запоры его были сломаны. Объ этожъ
пророчѳствуя, Давидъ говорилъ: яко сокруши врата мѣдная, и
вереи желѣзныя сломи (Псал. с п , 16). Царствовавшая смѳрть тогда
низринута подъ ноги Христа и съ тріумфомъ повлѳчена какъ
плѣнница. Воскрѳсая нетлѣняымъ и прѳславнывгь тѣломъ, Онъ
сокрушилъ силу врага, разстроилъ его заиыслы, нисшелъ въ
царство ада; разрушялъ враяеій прѳстолъ, совлѳкъ съ врага діадему, уничтожялъ ѳго царскіе жѳзлы и сказалъ находившкмся въ
аду плѣнникамъ: идите, всѣ племена народовъ, къ Отцу и Богу;
идитѳ и получите освобождѳніѳ отъ рабства; Я вывожу васъ изъ
рабства на свободу, изъ тьмы въ свѣть, изъ области тиранна въ
государство, управляемое Царѳмъ. Я — Х р и с т о с ъ — благовѣствую