Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
HA. B03HECBHIB ГОСПОДА НАШВГО ІИСУСА ХРИСТА II.

853

и облакъ подъятъ Его отъ очію ихъ (Дѣян. і, 9). И тотъ, т. е., Илія
восходилъ какъ бы на нѳбо, потому что онъ былъ рабъ, а Христосъ во8нѳсся на самое яѳбо, потому что Онъ былъ Господь. Се
мужа два стаста во одежди бѣлѣ и говорятъ имъ: сей Іисусъ, вознееийся ошъ ваеъ на небо, такожде пріидетъ, имже образомъ видѣсте
Его (Дѣян. і, 10, 11). Когда надлѳжало быть призваннымъ рабу,
то за нимъ посылалась колѳсница; когда же — Сыну, то — царскій
престолъ, и не просто прѳстолъ, но самый Отчѳскій престолъ. Послушай, что ввлѳгласно говоритъ объ Отцѣ Исаія: се Господь сѣдитъ на облицѣ лещѣ (Ис. хіх, 1). Поэтому Онъ ниспослалъ облако
и Сыну. Илія, восходя, оставидъ свою милоть Елисѳю; Іисусъ
же, возносясь, излилъ на Своихъ учениковъ благодатныя дарованія, производящія не одного пророка, но бѳзчислѳнныхъ Елисеевъ, лучше жѳ сказать: гораздо болѣе вѳликихъ, чѣмъ Елисѳй,
и болѣе, чѣмъ онъ, блистатедьныхъ. Обдумывая всѳ это, возлюблѳнные, отплатимъ съ своѳй стороны нашему Господу своею прекрасною жизнію, чтобы, какъ Онъ прославилъ насъ Своими благодатными дарованіяки, такъ и мы своими добродѣтельными поступками и прѳкрасною жизніг сдѣлали бы Бога милостивынъ.
Итакъ прославимъ нашего Господа и съ прѳзрѣніемъ отнѳсемся
къ заманчивому вѳликолѣпію настоящихъ вѳщѳй; этого рода наставлѳніе — самое наидучшее; оно можѳтъ и нѳвѣрныхъ руководствовать къ истинѣ, такъ какъ они нѳ столько обращаютъ вниманія на наши слова, сколько на наши дѣла. Повтому и Христосъ
говорилъ: блаженъ, иже еотворитъ и научитъ (Матѳ. ѵ, 19), — говорилъ, разъясняя, что ученіѳ дѣлами болѣѳ совершѳнно, чѣмъ
наставлѳніе словами, и что оно въ болыпѳй стѳпѳни, чѣмъ послѣднѳѳ, въ состояніи привѳсти яа истинный путь людѳй невѣжѳствѳнныхъ. Постараѳмся жѳ угодить Богу и тщатвльно устроить
свою жизнь, чтобы получить себѣ благодать Духа и, при помощи
силы Его, съ бблыпѳю лѳгкостью улражняться въ дѣлахъ добродѣтѳли, потому что гдѣ благодать увидитъ душу трезвую, тамъ
она изливаѳтся обильно. Поэтому, прошу, настроимъ сѳбя должнымъ образомъ, чтобы, укрѣпляемые силою Духа, мы безпечально
провели настоящую яшзнь, получили будущія блага и удостоились нѳбѳснаго царства, что да получимъ всѣ мы по благодати и
человѣколюбію Господа нашего Іисуса Христа, искупившаго насъ
чѳстною кровію ясивоноснаго ребра Своего и освободившаго насъ
отъ заблуждевія и отъ рабства. Съ Нимъ подобаѳтъ честь и сила,
всякая слава и великолѣпіѳ Отцу и Святому и Животворящѳму
Духу вынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь.
у

і і з д а и і Е СПБ. Д У Х . А К А Д К І І Ш .

55*