Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
НЛ ВОЗНЕСЕНІЕ ГОСПОДА НАШЕГО ІИСУСА ХРИСТА Ш. 8Г>Г> вамъ жизнь. Поэтому уже и не бойтесь тиранна, но презирайте
страхъ смерти, голодъ и скорбь, узы, темницу и бѣды. Этого
боится войско тиранна, которое разбито; изъ всѣгь только Я
одинъ — побѣдоносный Царь, пострадавшій за васъ Своею плотію.
Итакъ Онъ—поистинѣ непреодолимый и могущественный Господь;
Онъ силенъ въ брани; Онъ — Царь славы, мужественно извед¬
шій скованныхъ узниковъ и находившихся во гробахъ. Относи¬
тельно Его говорилъ Давидъ: возшелъ на высоту, плѣнилъ еси
плѣнъ (Псал. ьхѵп, 19). Конечно, всякій христіанскій празд¬
никъ—осужденіе діавола; а нынѣшній — въ особенности. Во всѣ
остальные праздники проявляя свою злобу и нисколько не
успѣвая въ своихъ намѣреніяхъ, онъ все-таки ликовалъ. Напри¬
мѣръ: когда Дѣва чудесно зачала, онъ приписалъ причину
этого любодѣйному дѣянію; когда Она неизглаголанно родила,
сталъ клеветать, что Она—не дѣва; когда питающаго всякую
тварь вскармливала Мать, тогда діаволъ внушилъ Ироду мысль
избить младенцевъ, надѣясь среди нихъ захватить неудержимаго;
поспѣшавшему ко крещенію приготовляетъ затѣмъ искушеніе;
когда Господь бесѣдовалъ съ іудеями, то, по дѣйствію діавола,
подвергался съ ихъ стороны злословію, а когда творилъ чудеса,
то, по діавольскимъ же навѣтамъ, іудеи пытались побить Его
камнями; діаволъ предпочелъ Ему убійцу и разбойника; вмѣстѣ
съ распятымъ распялъ разбойниковъ; у погребеннаго запечаталъ
гробъ; когда Христосъ воскресъ, то діаволъ превратно толковалъ 798
Его воскресеніе; а когда Господь возносился и шествовалъ на
небеса, то діаволъ уже не могъ сказать чего-либо, но въ еще
большей, чѣмъ преяеде, степени изранилъ свою голову. Поэтому
сегодняшній праздникъ болѣе тягостенъ для діавола, чѣмъ
всякое другое торжество, такъ какъ послѣдній видитъ, что
ангельское воинство—все и повсюду ликуетъ, что одни ангелы
сопутствуютъ Господу, а другіе шествуютъ впереди Его, иные —
на встрѣчу Ему, нѣкоторые, въ свою очередь, бесѣдуютъ съ ли¬
комъ апостоловъ и говорятъ: мужіе Галилейстги, что стоите
вряще на небо? Сей Іисусъ, еознесыйся отъ васъ на небо, такоокде
снова пріидетъ, имже образомъ видѣсте Его идуща на небо (Дѣян,
і, 11). Сей Іисусъ, показавшій множество знаменій. Итакъ, день
Господня вознесенія причинилъ діаволу, какъ сказано, скорбь, а
вѣрнымъ—веселіе. Теперь возсіяла радостная весна и выросли
очаровательные цвѣты; вѣтви виноградника обременены плодами,
масличныя деревья цвѣтутъ, смоковницы уже произвели свои
плоды, и густѣйшія нивы приводятся въ движеніе зефиромъ, под¬
ражая пріятному колебанію морскихъ волнъ. Вслѣдствіе Господня
вознесенія все веселится вмѣстѣ съ нами. Поэтому и я произ-