Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
Sb4 ТВОРВНШ СВ. ІОАННА ЗЛАТОУСТАГО. На Вознесеніе Господа нашего Іисуса Христа. СЛОВО ТРЕТЬЕ. Предо мною открывается блистательное церковное зрѣлище,
возбуждающее не суетный смѣхъ у .людей, а неистовую скорбь
у діавола. Онъ видитъ въ горнихъ тотъ корень. Который воскре¬
шаетъ находящихся въ преисподней мертвецовъ; онъ видитъ,
что на землѣ преданный имъ на крестную смерть теперь взи¬
раетъ съ неба; видитъ, что земля наполнилась ангелами; видитъ,
что воздухъ необычно становится проходимымъ; видитъ, что не¬
бесныя силы выходятъ навстрѣчу и слышитъ, что однѣ изъ
нихъ говорятъ: возьмите врата князи ваша, и внидеть Царь славы
(Псал. ххш, 7), а другія, въ свою очередь, встрѣчая и сопро¬
вождая Христа, восклицаютъ: Господь силенъ въ брани (—8). Въ
какой брани? Въ той, которую Онъ предпринялъ за насъ со все¬
общимъ врагомъ. Послѣдняго не былъ въ состояніи преодолѣть
пикто изъ людей: ни изъ пророковъ, ни изъ праведниковъ. Всѣ
находились подъ тирапніею царствовавшей тогда смерти, пока не
явился Царь вѣковъ, который, связавъ сильнаго, взялъ его оружіе.
И когда Господа пригвождали ко кресту, то силы небесныя были
приведены этимъ въ изумленіе, вся тварь пришла въ смятеніе,
видя новое таинство и созерцая страшное, происходившее на
землѣ, зрѣлище. Оѳмля поколебалась, море пришло въ дви¬
женіе, взволновалась бездна, вся тварь пришла въ страхъ; ужас¬
нулись свѣтила небесныя, солнце и луна обратились въ бѣгство,
звѣзды померкли, день не устоялъ; послѣ того, какъ разорвалась
въ храмѣ завѣса, устрашенный ангелъ улетѣлъ оттуда; мракъ
наполнилъ землю; стихіи отступились отъ своего порядка, день
измѣнился. Видя своего Господа и Творца висящимъ на древлѣ,
творенія не могли перенести этого. Тогда адъ подвергся разрушенію,
врата его сокрушились и запоры его были сломаны. Объ этомъ
пророчествуя, Давидъ говорилъ: яко сокруши врата мѣдная, и
вереи желѣзныя сломи (Псал. сѵт, 16). Царствовавшая смерть тогда
низринута подъ ноги Христа и съ тріумфомъ повлечена какъ
плѣнница. Воскресая нетлѣннымъ и преславнымъ тѣломъ, Онъ
сокрушилъ силу врага, разстроилъ его замыслы, нисшелъ въ
царство ада; разрушилъ вражій престолъ, совлекъ съ врага діа¬
дему, уничтожилъ его царскіе жезлы и сказалъ находившимся въ
аду плѣнникамъ: идите, всѣ племена народовъ, къ Отцу и Богу;
идите и получите освобожденіе отъ рабства; Я вывожу васъ изъ
рабства на свободу, изъ тьмы въ свѣтъ, изъ области тиранна въ
государство, управляемое Царемъ. Я—Христосъ — благовѣствую