Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
81

ВЕСѢДА. 0 ТОМЪ, ЧТО ЧТЕШЕ СВ. ПИСАНІЙ ПОЛЕ8НО.

потому что онъ освобождаетъ не отъ смѳрти уже умѳршаго, а
тодько отъ осуждѳнія на смѳрть: приговоръ онъ можетъ отмѣнить,
а воавратить къ жизни отъ смерти не можетъ; худшее въ его
власти, а лучшаго онъ нѳ имѣетъ. Далѣе начальника мы отли
чаемъ по поясу, по голосу глашатая, по жезлоносцамъ, по колесницѣ, по мѳчу; все это—знаки власти. Посмотримъ же, имѣетъ ли
и власть апостольская эти знаки. Имѣѳтъ, и притомъ не такіе,
но гораздо лучпгіе. Дабы ты зналъ, что тѣ суть только названія
вещей, а эти—истина вещей, и дабы ты убѣдился, что мѳжду ними
такое же различіе, какое между дѣтьми, играющими въ начальники, и начальниками, дѣйствительно имѣющими власть, я начну,
ѳсли хотите, исчислять съ власти ввергать въ узы. Мы сказали,
чго начальникъ властенъ связывать и разрѣшать. Посмотри же: и
адостолы имѣютъ эту власть. Кого аще свяжете на землщ сказалъ
имъ Господь, будутъ связаны на небесахъ; и кого аще разрѣшите
на эемлщ будутъ разрѣшены па небесѣхъ (Мѳ. хѵш, 1 8 ) . Видшпь

узы, и власть надъ узами; но названіе одно и то же, а сущность
дѣлаяе одна и таже. Узы тамъ, узы и здѣсь; ио одни на, землѣ, а
другіе на небѣ; небо для нихъ—мѣсто узъ. Познай же величіе
этой власти. Находящіеся на землѣ ироизносятъ приговоръ, и сила
этого приговора проходитъ небеса. Какъ цари, находясь въ одномъ
городѣ, изрекаютъ приговоры и законы, а сила этихъ приговоровъ
и законовъ обтекаѳтъ всю вселенную, такъ и тогда апостолы, находясь на одномъ мѣстѣ, изрекали законы, а сила этихъ законовъ
и зтихъ узъ не только обтекала вселенную, но и восходила до
самой высоты небѳсъ. Видишь узы и узы; но одни на землѣ, а
другіе н а нѳбѣ, одни для тѣлъ, а другіе для душъ, или—лучше—и
для дупгь и для тѣлъ, потому что (апостолы) связывали не только
тѣла, но и души.
5. Хочешь ли знать, что апостолы имѣли власть и прощать
долги? И здѣсь ты увидишь великое различіе: они прощали ве
денежные долги, а долги грѣховъ. Имже отпустите грѣхи, сказалъ Господь, отпустятся гшъ: и имже Ьержите, держатся (Іоая.

XX, 23). Нужио ли послѣ этого доказывать, что они осуждали и
ва смерть и возвращали отъ смерти, не отъ приговора только
освобождая и ведешяна смерть, но и умершихъ и уже подвергшихся
тлѣяію возстановляя отъ смерти? Когда же они осуждали на
смерть? Когда освобождали отъ смерти? Ананія и Сапфира были
обличены въ святотатствѣ; хотя они украли собственныя деньги,
но ве смотря на то вина ихъ была святотатствомъ, иотому что
послѣ обѣщанія эти деньги уже не принадлежали имъ. Что же
апостолъ? Послушай, какъ онъ, какъ бы сидя въ судилищѣ, приводитъ на судъ святотатца, дѣлаегь допросъ, какъ судія, и потомъ
ѴВОРЖШЯ О В . ІОАННА ВПАГОУОТІГО.

β