Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
848

ТВОРВШЯ ОВ. ІОАППА 8ЛАТОУСТАГО.

пѳренося увичвжевія, какъ прѳждѳ, не засыпая въ кораблѣ, не
испнтывая тягостной жажды у колодца, пѳ сидя па жребяти
оели (Іоан. хи, 15), но устрѳмдяясь на ослѳнкѣ облачномъ; не рыбарѳй ведя съ Собою, но сопровождаѳмый аягѳлами; нѳ стоя возлѣ
судѳйской каѳѳдры, но Саиъ судя концы вселенной и самимъ ры793 барямъ даруя судейскую власть, какъ и Самъ учитъ, говоря
Своимъ учениканъ: егда сядетъ Сынъ человѣчеекій на преетолѣ
славы своея, еядете и ви на двоюнадесяте престолу, еудяще обѣм
надееяте коленома Исраилевома (Матѳ. юх, 28). Α іудеяиъ: и аще
Азъ ο веельзввулѣ изгоню бѣсы еынове еагии ο комъ изгонятъі Сег
ради тіи вамъ будутъ еудіи (Матѳ. хп, 27), потому что, будучи изъ
іудѳевъ, яе мыслили по-іудейски, но своимъ сродникамъ, убійцамъ Господа, прѳдпочли страданія Христовы и Бго язвы. Великоѳ чудо, необыкновенное судидище! Странно видѣть, что рыбарь
судитъ, фарисей жѳ судится, что дѣлатѳль падатокъ сидитъ съ
дѳрзновѳніѳмъ, архіерѳй жѳ со стѳнаніями даеть отчѳтъ. Α 8ачѣмъ ударяли Господа по ланитѣ, били по главѣ и, наконѳцъ,
Наелѣдника убили внѣ виноградника? Зачѣмъ ввѳргади Петрд въ
тѳнницу? Зачѣмъ наносяди Павлу пять разъ по сороку ударовъ безъ
одного (2 Кор. хі, 24)? Но достойный удивлѳнія въ глазахъ іудѳевъ
архіерей Ананія повелѣлъ своимъ слугамъ ударять по устамъ
Павловымъ, по устамъ Павла, по устамъ благодати, по устахъ
истины, по оргаву ясизни, который звучитъ громчѳ всякой трубы,
стройнѣе всякой гармоніи, по органу Христову, по флѳйтѣ Д у п .
Павелъ своимъ языкомъ возвѣщалъ то, что быдо угодво Святому
Духу. Поэтому думаю, что Давидъ говорилъ отъ лица Павда:
язикъ мой—трость книжника скорописца (Псал. хыѵ, 2). Что жѳ
говоритъ Аваніи Павелъ, заравѣе созѳрцая грозящее ему вакдзаніѳ? Бити тя имать Богъ, етѣно повапленная (Дѣяв. ххш, 8).
Стѣва повапленная — гробъ украшенный, оваружи — врагъ, внутри — мѳртвецъ. Такъ кавъ намъ прѳдлеяштъ дать отчетъ во
всѳмъ, что сдѣлаво вами во время своѳй жизни, такъ какъ прѳдстоитъ всѳмірный судъ, ва которомъ спросятъ ο томъ, что вы
сдѣлали со ввѣренвыми вамъ талантами, взшцуть за отвѳржѳніѳ таивственваго брака, спросятъ ο свѣтидьвикахъ брачной
794 горвицы, ο возростаніи сѣмѳни, ο пдодѣ виноградника и обо
всѳмъ, что Овъ открылъ вамъ чрѳзъ Свои притчи, то взвѣсннъ
свою жизнь, пѳремѣнимъ ѳя дѣла, нѳ занимаясь болѣе мѣною еерѳбра, ве добывая сѳбѣ золота, вѳ ссужая дѳньгами за бодьшіе
процвнты,— потому что Судья гнушается этого,— но доставдяя
пропитаніѳ бѣдннмъ, проявляя страннолюбіѳ, првзывая Бога и дѣлая все, что можетъ смягчить гвѣвъ Судьи. Взирая на Аврааш,
поствгни выгоду отъ страннолюбія; ο пользѣ усердвой модвпы
%

I

!