Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
БКСЬДА ΠΑ B08HRCFJUE ІХХШОДА НАШЕГО ШСУСА ХРИСТА.

845

что Духъ и съ нами и на небѣ, а тѣло Христово и на небѣ н
съ нами? Получило небо святое тѣло, приняла и земля Святаго
Духа. Пришѳлъ Христосъ—и принесъ Святаго Духа, взошѳлъ—и
вознѳсъ наше тѣло. И вотъ — образъ Адама, погребенвый во гробѣ,
являзтся уже не среди ангеловъ, во превыше авгеловъ возсѣдаетъ со Отцѳмъ, чтобы и насъ посадить съ Собою. 0, ужасное
и стравное устроеніе! 0, веливдй Царь, великій во всемъ, великій
и удивитѳльный! И какъ сказалъ пророкъ: Господи Господь Нашъ,
яко чудно имя Твов по ееей земли, яко ѳзятся великолѣпіе Твое превыше небесъ (Псал. ѵш, 2). Взяпхся Божество; слово въ слово: зрящимъ имъ езятся, ведикій во всемъ, великій Богъ, великій Господь. Велій Господь и хеаленъ зѣло (Псал. X L V I I , 2 ) . Великій
Богъ, вѳликій Господь, вѳликій и Царь: Царь еелій по есей земли
(ІІсад. Χ Ι Λ Ί , 3 ) . Гори Сіонсхія, ребра сѣееровы^ градъ Царя ееликаго
(ІІсад. x L v n , 3). Великій пророкъ, великій свящѳнникъ, великій
свѣть, вѳликій во всѳмъ. И Писаніѳ всегда съ воодушѳвлѳніѳмъ
называѳть Бго великимъ; напримѣръ, Павелъ говорвтъ: великаго
Бога и Спаса патего Іисуса Христа (Тит. н, 13), или Давидъ:
веяій Гоеподь и хеалепъ зѣло (Псал. X L V I I , 2 ) . Вѳдикій Царь, великій пророкъ; когда Іисусъ творилъ чудѳса, говорили вароды: яко
пророкъ еелій еоста еъ наеъ и яко посѣти Богъ людей своихъ (Лук.
ѵп, 16). И вѳ только по Божѳству вѳликъ, но и по плоти; какъ
по Божѳству—Богъ великій, и Господь великій, и царь вѳликій,
такъ съ другой стороны — вѳликій свящѳнникъ и вѳликій пророкъ. Откуда это? Говоритъ Павѳлъ: имуще убо архіереа велика,
прошедшаго небещ Іиеуеа Сына Бозюія, да дероюимся исповѣданія
нашего (Евр. іѵ, 14). Если (Господь) — архіерѳй великій и пророкъ
вѳдикій, то подлинно посѣтилъ Богъ людѳй Своихъ и воздвигъ
пророка вѳлшсаго во Израилѣ. Если Онъ вѳликій пророкъ, великій свящѳнншсъ, великій царь, то и свѣтъ великій: Галилея языкоеъ, людіе сѣдящіи ео тмѣ, видѣша свѣтъ еелій (Ис іх, 2). Даже
и день Его называетъ пророкъ великимъ: прежде даже пе пріити
дню Господню ееликому и просѳѣщенпому (Іоил. п, 31). Вездѣ слыша
ο великомъ и вѳликихъ дѣлахъ Господнихъ, съ чего ты вздумалъ,ѳрѳтикъ, раскалывать и умалять вѳликое? Итакъ, будеиъ имѣть
залогъ нашѳй жизнина небѣ, (куда) мы совознесены съХристомъ. И
потомъ опять (будѳмъ) восхищѳнь на облакахъ, если будеиъ достойны встрѣтить ва облакахъ. Подсудимый вѳ устраиваѳть встрѣчи
судьѣ, во является къ нему съ покорностью,— нѳ устраиваетъ
встрѣчи, потому что лишенъ смѣлости. Итакъ, будѳмъ молиться и
мы всѣ, возлюблеввые, чтобы намъ оказаться хотя бы въ послѣднихъ
рядахъ встрѣчаюпцпгь, потому что, какъ при встрѣчѣ царя, хотя
бы не всѣ (участники) были равночѳстны, но почитаются имъ одн-