Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
844

ТВОРВНШ СВ. ІОАННА 8ЛАТОУСТАГО.

еъ еамое небо—внидетъ Царь славы. Но случидось двѣ вѳщи. Кавъ
(ранѣе) зѳмля быда изумдена, увидѣвъ Спасителя, обдѳченнаго тЬломъ,—и какъ свойствбнно намъ, когда мы видимъ новое дицо,
спрашивать: кто это?—ο знакомомъ никто, конечно, нѳ спрапшваегъ, такъ земдя и при видѣ Спаситедя, обдадажицаго божаствѳнною силою и повѳлѣвающаго вѣтрами и морѳнъ, спрашиваетъ: кто есть сей, яко море и еѣтры повинуютея Ему (Матѳ. ѵш,
27)? Итакъ, какъ земдя въ изумденіи вопіяла: кто есть сей?— такъ
тепѳрь нѳбо, видя во пдоти Божество, съ изумлвніемъ говоритъ-'
кто есть сей Царь елашы (Псал. ххш, 8)?
16. Вотъ ѳщѳ достойноѳ удивлѳнія. Пришелъ Спаситедь (на
зѳмдю) и, придя, принѳсъ Духа Святаго, а взойдя (на дѳбо), вознесъ тѣдо святое, чтобы дать міру залогъ спасенія, силу Духа
Святаго. Другимъ задогомъ спасѳнія для того же міра долженъ
христіанинъ считать святое тѣло Христово. Говоря такъ, я вмѣю
въ виду и тѳбя, и каждое лвцо христіанскоѳ. Я христіанинъ и
Божій. На какомъ основанік? Я имѣю Духа Святаго, съ нѳба сошѳдшаго. Хочѳшь ди другого доказатедьства? Я получидъ съ
неба Духа Божія, я инѣю вѣрный задогъ спасенія. Какой задогь?
Вверху—тѣло Его, внизу—ДухаСвятаговънасъ.Ты сомнѣваешься,
ѳрвтикъ, что мы Божіи? Богъ и люди соединились въ одинъ родъ.
Какъ бракъ соѳдиняетъ раздичныя стороны, и по сочетаніи мужа
съ жѳною цѣдыхъ два рода входятъ въ родство, причѳмъ одинъ
оказываѳтся плѳмяяникомъ, а другой—дядѳй, хотя бы никогда
и нѳ видалн другъ друга, такъ по вопдощѳніи Христа—чрезъ Его
плоть—вся цѳрковь сдѣдадась родной Христу: и Паведъ родстввнникъ Христу, и ІІетръ, и всякій вѣрный, всѣ мы, всякій бдагочѳстивый. Поэтому говорить Павелъ: родъ убо еуще Божій (Дѣян.
хѵп, 29). Впрочѳмъ, я знаю, въ кавомъ смыслѣ это сказано, и не
берусь изслѣдовать всю вту исторію: для моей цѣли достаточно
одного того, что Павелъ утвѳрясдаѳтъ ο родѣ. И опять въ другомъ
мѣстѣ онъ говоритъ: ми есмы тѣло Хргктово и уди отъ часяш
отъ плоти Его
Иными словами: по плоти, которую Христосъ
принядъ, иы родныѳ Бму. Итакъ, имѣемъ задогъ Бго—на небѣ,
иісѳнно тѣло Его, отъ насъ заимствованное, и на зѳмлѣ—Духа
Святаго, (обитающаго) съ нами. И вотъ удивительно: нель8я сказать, что Духъ сошелъ съ неба, и Его ужѳ нѣтъ бодѣе на небѣ,
такъ что вымѣняди другъ у друга тѣло—нѳбо, а Духъ—земдю,
но и съ нами Духъ, и веэдѣ, и на нѳбѣ. Камо, говоритъ (псадмопѣвѳцъ), пойду отъДуха Ίβοβζο (схххѵш, 7)? И что уДивляѳшься,
) Здѣсь слнты во-еднн ο два текста: 1) вы еете яимо Хрнстоео % jfde
отя наети (1 Кор. хп, 27) и 2) уди есмы тѣла Ew, отг плоти Е%о (Бф т, 90>
J